В Японии приостановлено производство на автомобильных заводах Toyota, Nissan, Honda и Subaru после мощного землетрясения 11 марта. Возникли проблемы на самих площадках, пострадали компании-поставщики, электроэнергия подается дозированно, возникла экологическая угроза, и при этом Японию продолжает трясти. Эксперты считают, что шлейф этих событий будет сказываться на жителях страны и на автоконцернах еще не один месяц. Не исключают, что цены на новые поставки вырастут, возникнет определенный дефицит в машинах и компонентах, а на вторичный рынок России попадут «автомобили-утопленники».
С 14 по 16 марта остановлено производство на заводах Toyota. Минимум до 16 марта не будут работать заводы Subaru и Suzuki. Об остановке производства на трех предприятиях объявила Honda. Приостановлены работы на четырех сборочных площадках Nissan. В общем, каждый из всемирно известных японских автоконцернов «травмирован» природным катаклизмом. Возникли перебои с поставками компонентов даже у заводов, которые сконцентрированы вдалеке от эпицентра землетрясения, например у Mazda. Поскольку автомобильная промышленность завязана на работе огромного количества других отраслей, «компонентный» и сырьевой вопрос – один из самых больных. К примеру, у Honda в зоне землетрясения оказались 113 компаний-поставщиков, с 44 из них связи нарушены. А это означает, что автомобильные компоненты, которые используются на заводах в других странах, попадают туда с задержкой.
Компания «Тойота Мотор Корпорэйшн» распространила сообщение, что в настоящий момент изучает последствия землетрясения и цунами в Японии на деятельность офисов, предприятий, дилерских центров, аффилированных компаний и поставщиков Тойота на внутреннем рынке. Кроме того, оцениваются возможные последствия и влияние землетрясения в Японии на поставки автомобилей и запасных частей из Японии в Россию, а также на деятельность завода «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия». При этом установлен главный приоритет компании «Тойота Мотор Корпорэйшн» в сложившейся ситуации – безопасность сотрудников компании.
«Пока полная картина не ясна – вся информация дается «приглушенной», чтобы не спровоцировать панику. Мы можем основываться только на внутренней информации в стране, а насколько она соответствует реальности и какие масштабы последствий этой катастрофы, гадать бесполезно, – говорит директор компании «Авто-М» Сергей Барыкин. – Разумеется, ничего хорошего не будет: электроэнергия на предприятия сейчас подается дозированно, производство простаивает, связи с поставщиками вышли из колеи. Даже если завод базируется на территории других стран, это не означает, что его не затронут события: 100-процентной локализации нет ни у кого, тем более что основные компоненты, вроде двигателя и трансмиссий, поставляются из Японии. Что касается автомобилей Subaru, то определенный их запас в России сейчас есть, а как будут осуществляться следующие поставки, с каким интервалом, какие будут цены – неизвестно».
Поскольку ситуация до сих пор не может стабилизироваться – подземные толчки продолжаются, происходят взрывы на атомной электростанции – окончательных оценок никто не дает, как никто не гарантирует возобновления производства в ближайшие дни. Японские аналитики утверждают, что не ждут включения в нормальный график работы в ближайшее время. Для сборки машин требуется по 20-30 тысяч деталей, и если хотя бы несколько из них будут отсутствовать, запускать производство нецелесообразно. Также есть прогнозы, что при длительной остановке предприятий возникнут проблемы и на заводах японских компаний в других странах – пока там есть запас компонентов, и нужно мобилизоваться до того, как его исчерпают.
«Honda оставляет цены на прежнем уровне, – говорит руководитель отдела продаж автоцентра Honda Равиль Нуруллин. – Мы связались с поставщиками и выяснили – в течение полугода как минимум работаем в прежнем ритме. Цены прежние, заявки принимаем, комплектации подбираем. Дело в том, что в Россию завезены большие партии машин, и их хватит надолго. К тому времени в Японии и заводы могут заработать».
Высказываются опасения и по вторичному рынку. В частности, по ввозу в Россию «машин-утопленников». Японцы будут активно избавляться от неликвида и выбрасывать их на всевозможные аукционы, а российские предприниматели могут воспользоваться моментом и заработать неплохие деньги.
«Похоже, что запчасти на мою машину теперь придется покупать с дозиметром, – говорит владелец Toyota Land Cruiser Михаил Романов. – А вообще, вторичный рынок уже лихорадит. Цены поднялись на те авто, что попали сюда еще до землетрясения, те же, что пойдут после, покупать будут с опаской. Скорее всего, «утопленники» пойдут на запчасти. Что опять же приведет к росту японок, которые уже тут. Они чистые, и запчасти подешевеют. А моя машина, например, уже второй раз в цене поднимается за 2 года».
Кстати, если зайти на страничку сервиса «Автообъявления» сайта 116.ru, то можно обнаружить, что по запросу Honda можно рассмотреть 35 предложений о продаже подержанных авто, Nissan предлагает 28 позиций, Suzuki – 15. Автомобилей марки Toyota больше всех – их 105 – и по хорошим, еще не изменившимся ценам.
«Риск напороться на некачественный автомобиль есть всегда, особенно если покупаете его на рынке. Компании, которые специализируются на аукционных автомобилях, вряд ли будут связываться с таким товаром – себе дороже, – считает директор компании «Лидер-Авто» Дмитрий Ботов. – Не исключено, что «утопленники» появятся на Дальнем Востоке, где их смогут быстрее сбыть. После стихийных бедствий это известное явление: например, потонувшие машины попадали в Россию после Катрины в США. Вся проблема в том, что их на глаз не вычислишь, да и не каждый сервис сможет это сделать. Все дефекты проявятся, когда на машине поездишь некоторое время. А «радиационные» автомобили наверняка отсеются еще в Японии – их отправят в утиль. Что касается цен, то для конечного потребителя на данном этапе вряд ли что-то поменяется – цена если и упадет, то очень незначительно. А перекупщики могут получить большую прибыль: в Японии они будут покупать машины за копейки, а продавать их по тем же ценам, что и сейчас».
Кстати, Дальний Восток уже отреагировал на японскую катастрофу, и на автомобильных рынках ранее ввезенные машины выросли в цене примерно на 40-50 тысяч рублей. Основной аргумент перекупщиков – автомобили «не плавали», не заражены радиацией. И убеждают, что нормальный товар прибудет к нам нескоро.
Общественники отмечают, что в данной ситуации полезными оказываются ввозные пошлины на иномарки: они так велики, что многие просто отказываются от японских вариантов, а значит, ограждают себя от лишних рисков. Поэтому паниковать по поводу нового бэушного хлама не стоит – больше вопросов вызывает ситуация с поставками новых японских машин.
Остается только надеяться на то, что трудолюбивые японцы быстро справятся с разрушениями.
Марина КОСТЮЧЕНКО Александр ДАНИЛОВ