Над автомобилями с правым рулем снова нависла угроза репрессий. Подготовлена новая версия технического регламента, в которой прямым текстом прописан запрет на ввоз «праворучек» в Россию. Это связано с условиями Таможенного союза между Белоруссией, Казахстаном и нашим государством (РБК). Поскольку в Казахстане эксплуатация машин с правым расположением руля запрещена, такое же табу должно распространиться на другие страны-участницы. Общественность вновь выражает свое недовольство очередной дробью в правый руль и считает, что условия единого экономического пространства – это всего лишь прикрытие намерений запретить ввоз подержанных иномарок.
В сентябре 2010 года вступил в силу Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который позволил немного расслабиться в отношении праворуких машин. Тогда устранили несоответствие по VIN-номерам, и требования по 17-значным шифрам перестали распространяться на ввозимые авто. А это значит, что прямого запрета не существовало. В новом документе, напротив, не поскупились на однозначные формулировки.
«Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, за исключением ТС для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее расположение рулевого управления которых обусловлено технологической необходимостью», – говорится в проекте.
Естественно, такое сообщение всколыхнуло в первую очередь весь Дальний Восток, где подавляющее число автомобилей праворукое. Для правозащитников вновь нашлась причина для головной боли, а автофорумы запестрели непечатными эмоциями.
«На Западе проблема правого руля никого не волнует. Там и без ВАЗа понастроили заводов, выпускающих иномарки, которые продаются по приемлемым ценам, – цитирует председателя приморского отделения ВОА Юрия Мутылина КП. – До нас бюджетный модельный ряд просто не доходит. Впрочем, если и дойдет, из-за огромных расстояний автомобили уже станут непомерно дорогими. Вторичного рынка автомобилей с левым рулем в Приморье попросту нет. Так что если очередной техрегламент все же будет принят, дальневосточникам это не сулит ничего хорошего».
Заметим, что позиция по правому рулю в документе достаточно противоречивая. Есть пункт, который делает послабления: «Государство единого экономического пространства может разрешить выпуск в обращение на своей территории таких транспортных средств... (С правым расположением руля. – Прим. автора)». Другими словами, для внутреннего рынка страны Россия могла бы сохранить некоторую лояльность в отношении ввозного транспорта с правым рулем. Но, видимо, нет резона.
«На мой взгляд, это прямое лоббирование интересов местного автопрома, отдельных юридических и физических лиц, – делится мнением председатель МООА «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – По нашей информации, инициатива подобного запрета в самом Казахстане пошла от здешнего начальника автоинспекции, который не привел вообще никаких доводов и адекватно не подтвердил слова даже статистикой. Идею поддержали и в местном правительстве, поскольку есть родственные связи с владельцами сборочных автопредприятий. Но как можно сравнивать наши страны, когда в России три миллиона праворуких машин, а в Казахстане тогда было порядка 170 тысяч? В техрегламенте для РБК вообще очень много несоответствий и темных мест. Мы составили документ со всеми этими недочетами и направляем его в Минпромторг. Надо сказать, международный регламент очень жесткий: здесь прописаны нормы вплоть до размеров сидений или педалей. Грубо говоря, к чему придраться, найдут, а уж решать все будут как обычно – перетеканием денег из одного кармана в другой. Россия постоянно говорит о мировых стандартах, но по факту мы очень далеки, даже в вопросе с праворукими машинами. Если в Европе к ним нет никаких претензий, кроме настройки оптики, то у нас нашелся целый список формальных но».
Не исключено, что возникнут проблемы и у нынешних владельцев «праворучек». «Закон не имеет обратную силу, то есть должен распространяться на машины, которые пытаются ввести после его принятия. Но как это будет действовать на практике? Нет никаких гарантий, что на техосмотре или при продаже вам не откажут в регистрации или выдаче талона, ссылаясь на пункты документа», – заключает г-н Лысаков.
«Хочется подчеркнуть, что данный технический регламент превратился из документа, направленного на улучшение безопасности, в инструмент протекционизма, ограничения конкуренции и свобод автовладельцев, – считает координатор Федерации автовладельцев России Дмитрий Самарин. – Теперь список недоступных автомобилей можно продолжать очень долго. И конечно, для жителей Сибири и Дальнего Востока это означает невозможность ввоза того широчайшего спектра автомобилей из Японии, который не могут предложить официальные дилеры и локальные производители. Необходимо принимать меры к изменению одиозных пунктов этого документа». Все замечания принимаются до завтрашнего дня, а дальше... будут думать. Судя по опыту принятия нынешней редакции регламента для России, многие замечания останутся за кадром.
Правый руль – мертвый груз?
В прошлом году, когда принимался российский техрегламент, глава Минпромторга Виктор Христенко говорил, что никаких запретов на правый руль накладывать не собираются – ввозные пошлины и так большие. Действительно, сбить конкуренцию в облике бэушных иномарок у правительства получилось – например, «японцы» на дорогах стали встречаться в два раза реже. Если в 2009 году на вторичном рынке правый руль имела каждая шестая машина, то в 2010 – каждая тринадцатая.