Двадцать первого декабря Минпромторг раздал последние утилизационные сертификаты, выделенные под второй этап программы. Таким образом, вторые 200 тысяч свидетельств не удалось растянуть даже до конца декабря, хотя раздачу части из них изначально планировали даже перенести на будущий год. В связи с этим решили начать третью главу в истории программы: для её проведения в 2011 году государство выделит еще 5,5 млрд рублей и 100 тысяч дополнительных сертификатов. Кстати, новый запас уже тоже активно расходуется: ведомство к вчерашнему вечеру выдало пять тысяч документов из этого лимита. Так что фактически третий этап уже стартовал.
По июньским прогнозам, в этом году по программе должны были продать 230 тысяч машин и еще 170 тысяч – в следующем. Поскольку процесс пошел быстрее, чем планировалось, клиентам продали более 260 тысяч автомобилей. Самыми востребованными оказались все те же марки: Lada, Renault, Ford, ГАЗ и Skoda. Без автомобилей остаются еще 140 тысяч человек, что подтверждает: производители не успевают за спросом. Собственно, и государство ощутимо рассрочило финансирование программы. По данным Минфина РФ, на 2011 год запланирован бюджет под проект 13,95 млрд, из которых 8,5 млрд уйдут на погашение затрат дилеров по второй, уже завершившейся волне.
Специалисты считают, что правительство так охотно идет на финансирование автомобильной промышленности, поскольку есть видимые результаты. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за март-ноябрь продажи легкового и коммерческого транспорта выросли на 42% (до 1,5 млн штук) по сравнению с прошлым годом. «Утилизация действительно помогла отечественному автопрому, – цитирует аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова издание «Ведомости». – Но главное – не дать рынку провалиться после завершения проекта».
Это еще одна причина, по которой государство плавно оттягивает финальный этап – пока продажи высокие, нужно снимать сливки. Существует мнение, что проект продолжают, дабы создать АвтоВАЗу впечатляющую статистику перед передачей контрольного пакета документов альянсу Renault–Nissan для получения максимальной прибыли. В течение двух этапов волжские машины были лидерами продаж по программе и сохраняли за собой 80% спроса. Из проданных в рамках утильпроекта 260 тысяч автомобилей более 195 тысяч – это ВАЗы.
В Минпромторге указывают, что спрос на машины по программе снижается – люди активно приобретают машины и без государственных скидок. Дилеры иностранных брендов согласны, что вторая волна прошла более спокойно и организованно, чем первая.
А вот рядовым участникам проекта по-прежнему приходится суетиться. Татарстанец Андрей Фролов, который утилизировал свою старую «шестерку», поделился впечатлениями: «Основное, что не понравилось, – это сроки. Я подал заявку в сентябре, а получил машину только через три месяца. При этом я брал не «классику», а Lada Priora. Были заминки во время проверки автомобиля, но это мелочи. Интересно, что при сдаче машины в утиль в ней просят оставлять баллонник, запаску и домкрат – это, оказывается, тоже признак укомплектованности».
Кроме того, по стране прогремели случаи мошенничества. В Рязани, например, фирма выдавала себя за дилера АвтоВАЗа, брала с клиентов предоплату за новый автомобиль и забирала старый якобы на утилизацию. При этом обещала в течение месяца привезти именно такую машину, какую нужно. Люди и через пять месяцев не получали ответа. На самом деле фирма попросту продавала старые машины, а все деньги присваивала. Таким образом пострадало более 200 человек. В Красноярском крае злоумышленник организовал стоянку для машин на утилизацию. По объявлению к нему обратились 120 человек. Их автомобили мошенник продал, а деньги за «уничтожение» автохлама прикарманил.
Чиновники Минпромторга и Минфина утверждают, что программу планируют свернуть к сентябрю 2011 года. То есть в этот период будут выдаваться автомобили, на которые уже заключен договор во втором этапе, плюс еще 100 тысяч, отведенные на третий заход. При этом бюджет программы изменяться больше не будет – третье действие утильпроекта обещают сделать действительно последним.