Euro NCAP – европейская организация по оценке безопасности автомобилей – в очередной раз провела серию краш-тестов популярных машин и вынесла свой вердикт. Сразу 14 моделей были оценены на прочность и безопасность. Точнее, на фатальность, потому что смысл всех этих тестов в принципе сводится к одному – выживет водитель при аварии или нет.
Испытали: Audi A1, Kia Venga и KIA Sportage (обновленный), мини-вэны Ford C-MAX и Ford Grand C-MAX нового поколения, Opel Meriva, Volkswagen, MINI и даже один кроссовер из Поднебесной – Landwind CV9.
Удивила Audi – мини-машина защитила и водителя, и пассажиров. Фронтальное столкновение с 40-процентным перекрытием (в край стенки) со стороны водителя на скорости 64 км/ч, A1 выдержал, причем получил 5 баллов. Так же хорошо А1 вынес боковой удар об столб. Единственно – плоский боковой удар может повредить водителю грудную клетку. Но согласитесь, для мини-автомобиля такие показатели раньше вообще были нереальными.
В то же время, как полная противоположность маленькой Audi, неприятно удивил большой мини-вэн Landwind CV9 – единственный участник теста из Китая. В 2005 году китайцы уже пробовали свои машины на прочность, целясь занять хотя бы часть европейского рынка, однако, не пройдя, точнее, сдав краш-тесты на двойки, не смогли получить разрешение экспортировать свои машины в Европу. И вот пять лет спустя мини-вэн CV9 эксперты оценили в 2 звезды. То есть в должной мере защитить хоть кого-то при аварии эта машина по-прежнему не способна. При фронтальном ударе водитель рискует почти всем своим телом, кроме головы. Структура кузова оказалась нестабильной и подверженной излишней деформации, рулевое колесо сильно сместилось, обнажив рваные части металлических конструкций. Значит, при большей скорости удара смерти водителю попросту не избежать. При боковом столкновении тоже ничего хорошего пассажирам и водителю в этом авто ждать не приходится. Кроме того, во время краш-теста у мини-вэна было зафиксировано открытие трех дверей, что в Landwind обещают исправить, установив более выносливые замки. При ударе сзади у манекена была зафиксирована хлыстовая травма позвоночника.
Теперь о привычном. Новый кроссовер Sportage корейской компании KIA, отличник, по безопасности получил 93% возможных очков за защиту взрослых пассажиров, 86% – за защиту детей, 49% – за защиту пешеходов, 86% – за дополнительные средства безопасности. Ему присудили 5 баллов.
KIA Venga тоже не подкачал – он уже проходил испытания на безопасность по методике EuroNCAP в начале года и тогда заработал 4 звезды. Такой результат компанию KIA не удовлетворил, и в авто внесли изменения. В результате обновленная модель получила высший рейтинг – 5 звезд.
Ford C-MAX нового поколения тоже испытали и вынесли вердикт – безопасен. Он продемонстрировал превосходную безопасность водителя и пассажиров, как взрослых, так и детей. Новый мини-вэн компании Ford оснащен интеллектуальной системой безопасности (IPS), которая объединяет высокопрочный каркас кузова с современными системами удержания водителя и пассажиров. 53% кузова автомобиля изготовлено из высокопрочной стали, в отличие от предшественника, где аналогичная характеристика была равна 45%.
То же самое можно сказать и о модели Grand C-MAX – в рейтинге безопасности EuroNCAP он тоже получил 5 звездочек.
Еще один европейский мини-вэн, который проверили, – Opel Meriva. Он показал высокие результаты в каждой из четырех основных категорий: защита взрослых пассажиров, защита детей, безопасность пешеходов и активная безопасность автомобиля. У него еще на двери применили новую систему – при скорости 4 км/час они блокируются, но при аварии позволяют пассажирам беспрепятственно покинуть салон. Еще одно преимущество, запатентованное Opel, – система аварийного отсоединения педального узла, которая позволяет при серьезных авариях избежать травм ступней и голеней водителя.
Были и открытия с точки зрения пешеходов. Например, Volkswagen Amarok оказался лучшим пикапом по отношению к пешеходам за всю историю испытаний EuroNCAP. Однако до 5 звезд новая модель немецкой компании все равно не дотянула. За боковой удар «тележкой» пикап заработал максимальное количество очков, однако при боковом столкновении с имитацией столба эксперты оценили степень защиты грудной клетки взрослых пассажиров на минимальном уровне. Получение хлыстовой травмы позвоночника при столкновении сзади также весьма вероятно.
Кстати, об увечьях. Так называемые хлыстовые травмы, то есть повреждения позвоночника при резких движениях головой чаще всего классифицируются юристами как незначительный вред здоровью – потому что их очень трудно, а нередко и невозможно диагностировать. Вот только врачами они классифицируются как затяжные травмы.
«Трещины и микропереломы суставных отростков позвонков, возникающие при резком запрокидывании головы, могут быть и не видны на рентгеновских снимках, – говорит врач-вертеброневролог Олег Сахаров. – Часто врачи вообще не обращают внимания на повреждения связок межпозвоночных суставов, что приводит к хроническим заболеваниям как позвоночника, так и внутренних органов. Лечению такие травмы поддаются, но для этого нужны как упорство больного, так и хорошая квалификация лечащего врача».
Возможно, именно поэтому эксперты ассоциации EuroNCAP, помимо фронтального и двух боковых ударов, а также «обстрела» передка муляжами головы и ног для оценки «пешеходной» безопасности, будут проверять еще и передние кресла каждого автомобиля – на степень защиты от хлыстовых травм при наезде сзади.
И коротко: премиальный и современный британский автомобиль класса E+ Jaguar XF заработал 4 звездочки – меньше, чем компактные хетчбэки В класса. Мини-вэн Volkswagen Sharan последнего поколения заработал пять звездочек в общем рейтинге. Пятерку присвоили и Seat Alhambra, так как модель является точной копией Sharan с точки зрения систем безопасности. У Volkswagen Passat седьмого поколения никаких изменений в безопасности не замечено. Все данные краш-тестов были заимствованы у автомобиля 2005 года выпуска.