Очередные изменения в правилах дорожного движения, которые вступают в силу послезавтра, 20 ноября, сегодня обсудили в УГИБДД МВД по РТ. Общее впечатление от новшеств: в ПДД прибавилось ограничений для водителей и возможностей для вольных трактовок отдельных пунктов правил инспекторам. В частности – о взаимоотношениях водителей и пешеходов. Но обо всем по порядку.
Мотивы для внесения изменений изначально бывают самые благие: улучшить дорожную ситуацию, обеспечить водителей и пешеходов внятными рекомендациями, сделать ПДД проще и понятнее. В нашем случае, кроме того, привести их к общему, европейскому знаменателю.
Например, по-европейски обязать всех водителей ездить днем с включенным ближним светом фар. Причем этот свет теперь называется «габаритные огни». Про подфарники и речи не идет. «Дневные ходовые огни – это внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток», – написано в измененных правилах. Возникает вопрос: для улучшения чьей видимости? Водителя? Пешехода? Инспектора ГИБДД? Впрочем, нелады с русским языком в рядах чиновников – давно известный факт. В Казани с этим разобрались просто – если есть на машине специальные диодные фары, которые называются габаритными огнями, – включаем их. Нет – ближний свет фар, и не волнует!
«Мы уже пробовали заставить водителей так ездить в апреле 1997 года, – вспомнил начальник УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов. – Тогда эта новация «не пошла». И вот сейчас, через 13 лет, все же пришли к тому, что хотели сделать еще тогда. Для Европы это норма жизни, будет и для нас. Мы считаем, что это немного снизит уровень аварийности в городах».
А обгоном теперь называется опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу или сторону дороги. Напомним,что раньше обгоном называлось любое опережение, связанное с выездом за пределы своей полосы. Да, еще уточнили, что обгон запрещен в том случае, если обгоняемая машина сама кого-то обгоняет.
Удивительно, что вспомнили про тех водителей, которые плетутся со скоростью меньше 30 км/час по дороге и мешают проезду более «шустрых» участников движения. Новые правила обязывают этих унылых обитателей асфальта посторониться. То есть уйти максимально вправо и дать «лыжню». Или вообще съехать на обочину и остановиться. Все равно при такой скорости что едешь, что стоишь... Обгонять их теперь можно даже в зоне действия знака «Обгон запрещен».
Перекрестки с круговым движением тоже «причесали» под одну гребенку. Теперь не только в Казани и некоторых местностях, но и по всей России при въезде на кольцо нужно уступить дорогу. А те, кто едет по кольцу, имеют преимущество.
Еще пара пунктов регламентирует шипованность шин на машине и правила обращения с ремнями безопасности. Шипы, в случае зимних шин, теперь должны быть на всех четырех колесах, а не только на ведущих, а ремни обязаны пристегивать даже министры, гаишники и сотрудники спецслужб. Неясно, правда, кто их оштрафует в случае нарушения, но что написано пером, как говорится, должно быть исполнено.
«Я сам всегда пристегиваюсь и – сколько помню – ездил и езжу с включенным светом фар, – признался Минниханов. – Я считаю, что ремень безопасности обязателен для всех, и для министров, и для рядовых сотрудников ГИБДД, и всех водителей, и пассажиров».
Ну а что касается пешеходов, то в трактовке новых правил они стали главными врагами водителей. А как еще прикажете понимать пункт правил, гласящий, что «водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода». Причем не важно – на каком расстоянии и на какой стороне дороги этот самый пешеход «вступил». Хоть на другой стороне шестиполосной магистрали. Обязаны все остановиться и ждать, пока он один пройдет весь свой путь по зебре. За ним другой, третий, пятый, десятый, старушка, что решила вернуться с полдороги назад, девушка, что встала поговорить по мобильнику... Похоже, теперь все пешеходы в устах водителей резко обретут принадлежность к сексуальным меньшинствам. А гаишники получат для себя великолепное средство для повышения уровня доходов.
«В Казани есть много перекрестков, на которых могут возникнуть вопросы, как именно пропускать пешеходов, – пояснил Минниханов. – По правилам водитель в любом случае должен пропустить, конечно. Нюансы будут, не без этого, но инспекторов мы будем ориентировать на то, чтобы они подходили к подобным ситуациям с умом. Если и будут спорные случаи, то единичные. В любом случае, будем разбираться по каждому».
Ну и о самом грустном. Согласно изменениям в КоАП, которые вступают в силу 21 ноября, штрафы за административные правонарушения заметно «подросли». Например, при объезде препятствия (сломанной машины, аварии) по встречке водителю придется выложить от тысячи до полутора тысяч рублей. За несоблюдение рядности – 300 рублей. Штраф за поворот через двойную сплошную или разворот через нее прежний – от одной до полутора тысяч рублей. Движение по встречке, зафиксированное автоматической камерой, карается штрафом в 5000 рублей. Если вас при этом поймал гаишник, то лишение прав. Новый пункт в КоАП тоже появился – за движение «под кирпич», то есть по дороге с односторонним движением навстречу потоку, теперь будет взиматься штраф в 5000 рублей.
В общем и целом все эти изменения в ПДД и КоАП призваны обеспечить на дорогах порядок. На бумаге почти все гладко, а как получится на деле?