Городом удовлетворительной безопасности на дорогах признали Казань. В рейтинге межрегионального общественного центра «За безопасность дорог» татарстанская столица оказалась в группе городов с индексом ДТП от 25 до 50. Вообще переход Казани из аутсайдеров в середнячки можно только приветствовать. Вот только, как показывает практика, подобные рейтинги в большинстве своем имеют весьма сомнительную достоверность.
Индекс безопасности, который рассчитывают в центре, учитывает количество населения, величину автопарка, протяженность дорог и данные ГИБДД по количеству ДТП и пострадавших в них, поясняют его специалисты.
«На местных сайтах ГИБДД постоянно публикуют данные о количестве совершенных ДТП, погибших и пострадавших, – говорит эксперт межрегионального общественного центра «За безопасность дорог» Ирина Иванова. – Отдельно там отмечены ДТП, произошедшие из-за неудовлетворительного состояния дорог. Мы все эти данные соотносим с количеством жителей и по специальной методике выводим индекс. Информация, которой мы пользуемся, взята из открытых источников, так что никаких сомнительных источников мы не используем».
В ГИБДД Казани опубликованный рейтинг комментировать отказались, сославшись на то, что официальную статистику в центр не отсылали. В то же время сотрудники группы пропаганды ГИБДД МВД по Казани подтверждают улучшение ситуации с авариями на улицах Казани.
«По нашим данным, в последнее время идет устойчивая тенденция к снижению ДТП на улицах города, – заявил сотрудник группы пропаганды, пожелавший остаться неназванным. – Если взять данные за последние 10 месяцев и сравнить их с показателями прошлого года, то получится, что общее количество ДТП снизилось на 13 процентов, количество пострадавших – на 16 процентов, а погибших – вообще на 25 процентов. То есть, по нашим данным, ситуация улучшается. Мы это объясняем тем, что успешно работает государственная программа «Безопасность дорожного движения» и программа дорожного строительства в преддверии Универсиады».
Конечно, к таким заявлениям можно относиться по-разному: скептически, с юмором, негативно. Случай с провалившимся в яму КАМАЗом прямо посередине казанской улицы – тому пример. Казанские улицы и дороги еще крайне далеки от совершенства, ситуация с порядком на дорогах – тем более. Даже привыкшие к бардаку, беспределу и хамству казанские водители отмечают, что количество «оленей» на улицах города зашкаливает за все мыслимые пределы.
«В целом рейтинг является неким индикатором, демонстрирующим общую дорожную ситуацию в том или ином населенном пункте, – говорит аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов. – По сути, это средняя температура по больнице, однако рейтинг дает возможность городским властям (и профильным ведомствам) оценить дорожную ситуацию в своем городе относительно остальных территорий страны и предпринять какие-то действия по её улучшению».
Нельзя не признать, что казанские власти делают определенные движения в целях улучшить дорожную ситуацию в городе. Как это у них получается – другой вопрос. Тем не менее в «опасных городах» – Екатеринбурге, Челябинске и Уфе – рейтинг безопасности дорог превышает 75 пунктов. Также опасными названы автодороги Перми, Самары, Тольятти, Архангельска, Барнаула, Оренбурга и Нижнего Новгорода. Одними из самых безопасных дорожных артерий признаны дороги Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Воронежа, Омска, Липецка и Рязани.