Казанские мегаТСЖ окажутся вне закона. Это произойдет, если депутаты Госдумы примут поправки в закон: один дом – одно товарищество собственников жилья.
Законопроект предусматривает целый ряд мер, которые, по мнению авторов, обезопасят граждан от произвола жилищников. Главными пунктами законопроекта стали: запрет на создание многодомовых ТСЖ, обеспечение прозрачности работы жилищных организаций, распределение ответственности за долги перед поставщиками газа, воды и тепла между управляющими компаниями и собственниками-неплательщиками, а также возможность вступления жилищников в саморегулируемые организации.
Авторы законопроекта считают, что жилищным организациям следует ограничить количество подведомственных им домов. Сейчас же получается, что жилищные организации попросту навязывают свои услуги жильцам. Не удосужившись даже заручиться мнением последних.
Решит новый законопроект и множество других проблем, считают инициаторы изменений. К примеру, довольно проблематично проводить общие собрания жильцов для решения той или иной проблемы, когда под управлением находится десять и более домов. Принцип «один дом – одно товарищество» будет работать на собственников, считают законодатели. Действительно, гораздо проще договориться с собственниками одного дома, а не десяти сразу.
Председателям товариществ, в составе которых десятки домов, такие поправки, естественно, придутся не по душе. Однако некоторые из них признают, что для собственника такие изменения закона – благо.
«Если брать защиту интересов, то формула «один дом – одно ТСЖ» намного лучше, – объяснил свою позицию председатель ТСЖ «Викинг» Андрей Железнов-Липец. – Ведь если ТСЖ крупное и в его состав входит несколько десятков многоквартирных домов, от этого страдают некоторые собственники. К примеру, один дом исправно платит за жилье, а другой – нет. Но они в одном товариществе. Тогда председатель средства «хорошего» дома тратит на оплату жилищно-коммунальных услуг «проблемной» многоэтажки. Получается, жильцы одного дома ответственны за жильцов другого. И это не есть хорошо».
А вот с другим пунктом законопроекта председатель не согласен. С тем, в котором сказано, что управлять товариществом может только собственник дома. По его мнению, легче нанимать управленца. Он будет более сведущ в коммунальных делах, нежели обычный житель. И если под крылом управляющего окажется несколько ТСЖ, ему проще будет решать типичные проблемы. И на интересах собственников это не отразится – отчитываться по каждому дому наёмные жилищники будут отдельно.
Законопроект должен помочь и жильцам новостроек. Оформление права собственности у них нередко затягивается на годы. Теперь собственники еще до регистрации своей недвижимости будут иметь те же права, что и другие собственники, в том числе смогут участвовать в голосовании на общих собраниях.
Еще один важный момент прописан в законопроекте – обязанность управляющих организаций и ТСЖ отчитываться перед жильцами. Таким образом, одна из поправок в Жилищный кодекс требует, чтобы ТСЖ и УК предоставляли собственникам все необходимые документы о своей работе.
Кроме того, злостные неплательщики разделят с управляющими компаниями финансовую ответственность. Поставщики тепла, света, воды смогу предъявлять претензии не только к ТСЖ или УК, но и должникам. Суд в таком случае сможет заставить их платить жилищные «алименты» или наложит арест на имущество. Это значительно упростит жизнь соседей должников. Порой из-за крупных долгов жителей от горячего водоснабжения отключают все дома, находящиеся в ведомстве УК или ТСЖ. С принятием поправок поставщики будут лишать коммунальных благ только неплательщиков.
Спорным пунктом в законопроекте стало предложение законодателей создать институт саморегулирования в сфере управления недвижимостью. Принцип предлагается тот же, что и в строительстве. Ущерб собственникам планируется компенсировать из специального фонда организации, что, по словам авторов, гарантирует для жильцов некую страховку. Однако, по мнению некоторых экспертов, членство в такой СРО вылетит гражданам в копеечку, ведь вступительные взносы и средства на создание фонда пойдут из кармана собственников жилья.
В любом случае, по мнению экспертов, что-то конкретное о законе можно будет сказать только после того, как его введут в действие. Тогда и будет понятно, смогут ли жилищники найти лазейки в документе или председателям крупных ТСЖ придется всерьёз задуматься о расформировании.