Разработать проект ограничения въезда частного транспорта в центральную часть Казани и представить его на рассмотрение в городскую думу – такое задание дала исполкому татарстанской столицы республиканская комиссия по организации безопасности дорожного движения (комиссия БДД). Кажется, Казань превращают в полигон для отработки любых, даже самых сомнительных идей, касающихся автомобильного движения.
На днях комиссия БДД под руководством руководителя аппарата кабинета министров РТ предложила, помимо прочего, сделать въезд в центр Казани платным. Времени для разработки проекта осталось немного – чуть больше месяца. Уже 1 декабря 2010 года соответствующие предложения должны поступить в Казгордуму, где законопроект обсудят и, скорее всего, примут.
«Если захотят, сделают въезд платным, – считает руководитель отделения ФАР в Татарстане Рамиль Хайруллин. – Казань вообще стала испытательным полигоном для идей чиновников. Но мне кажется, что эта мера не принесет эффекта. Никто на общественный транспорт не пересядет».
Идея «ограниченного центра» в головах казанских чиновников возникла не сегодня. Глава ГИБДД республики уже давно отмечает, что интенсивность движения в городе превышает пропускную способность дорог в 6-7 раз и ее необходимо снизить. В качестве примера он приводил опыт властей Лондона и Сингапура. Однако, скорее всего, покоя казанским слугам народа не дает тот факт, что подобная мера уже рассматривается в мосгордуме. Как же наши могут отстать? Никак невозможно такое, потому сомнений в принятии скоропалительного решения не остается. Закон будет и не в пользу казанцев. Ведь главное здесь – принять его раньше Москвы. В качестве примера можно привести повсеместную установку камер видеофиксации нарушений. В Москве их до сих пор нет, а те, что начали было ставить, – отключили. А фотофиксация таких нарушений, как непристегнутый ремень, неправильная парковка и проезд на красный свет? По данным Федерации автовладельцев России, правительство РФ вот только на днях дало поручение Министерству транспорта РФ и ГИБДД проработать возможность внесения в законодательство изменений, которые бы распространили использование камер для выявления вышеперечисленных нарушений! АГИБДД УВД Казани, не имея никакой законодательной базы, уже использует камеры для пополнения городского бюджета. С сегодняшнего дня начнут штрафовать еще и за неправильную парковку.
Что касается пресловутых Сингапура и Лондона, то, по всей видимости, казанские чиновники чересчур воспарили в своих мечтах. Потому как доходы жителей Туманного Альбиона превышают доходы казанцев (особо приближенные к местной власти казанцы, разумеется, не в счет) раз этак в сто. Соответственно, они могут позволить себе в случае необходимости заплатить пару монет за нахождение в центре города. В Сингапуре же, если кому интересно, у водителей всегда есть альтернатива: вместо прямого платного участка дороги можно выбрать бесплатный, хоть и менее удобный.
«Платный въезд в центр есть в некоторых городах за границей, – говорит начальник юридического отдела казанского филиала Всероссийского общества автомобилистов России Татьяна Кулагина. – Только это все больше исторические места или деловые кварталы, обеспеченные собственной транспортной инфраструктурой. А что касается платы – то некорректно доходы жителей Лондона сравнивать с нашими».
Исполком Казани пока к разработке новшества, по всей видимости, не приступил. На все вопросы там отвечают, что пока говорить не о чем, и «как только, так сразу». Наверно, чиновников тоже поставил в тупик вопрос – что считать центром? Баумана и Кремлевскую с Булаком? Или центр начинается от Ленинской и Кировской дамбы и длится вплоть до парка Горького, Роторной и Гвардейской? А давайте центр будет от Даурской и до Чистопольской! Это сколько же «бабла» тогда можно будет «срубить» с водителей!
«К подобному нововведению я отношусь резко негативно, как к попытке взимать «бабло» с рыбаков за рыбалку на бесплатном озере, – комментирует специалист по оценке недвижимости Айдар Богданов. – Потому что, во-первых, работаю в самом центре и езжу туда ежедневно и достаточно регулярно.
Во-вторых, проблему это не решит – равно как если бензин сделать 30 рублей – тоже ездить никто меньше не станет, будут те же пробки, но при этом еще и за большие деньги. Единственное, я готов с этим смириться – если въезд сделают платным и при этом обеспечат там соблюдение Правил дорожного движения, чтобы не было припаркованных под знаками «Остановка запрещена» автомобилей, чтобы из второго ряда не поворачивали, ну и тому подобное. Как это собираются делать – мне решительно все равно, если с меня берут «бабки» – я хочу взамен получить сервис».
По словам эксперта по недвижимости, центр начинается от цирка и заканчивается парком Горького и улицей Эсперанто. «Основная проблема заключается в том, что в центре Казани нет свободной земли, которую можно использовать под парковки. Она вся уже в собственности юридических и физических лиц, которым эти парковки не нужны. У меня есть подозрение, что это убыточный бизнес, а зачем инвестору убытки?» – рассуждает Богданов.
«Все магистрали в Казани идут через центр города, потому и отношусь к этой идее отрицательно, – комментирует руководитель экологического волонтерского движения «Чистая планета» Азат Нурмухаметов. – Я не вижу в ней смысла. У нас проблемы, скорее, в неорганизованности движения, отсутствии парковок, бездействии сотрудников ГИБДД по удалению неправильно припаркованных машин и организации движения в часы пик».
Азат Нурмухаметов предложил свое решение проблемы:
1. Для решения проблемы, как я ее вижу, необходима установка хорошо читаемых указателей на организованные парковки и парковочные места.
2. Необходимо приучать водителей соблюдать элементарные правила дорожного движения, а конкретно – правило проезда перекрестка. 90% пробок образуется на пустом месте вследствие выезда водителей на перекресток. Они тем самым блокируют проезд другим участникам движения с примыкающих дорог. В часы пик сотрудникам ГИБДД нужно просто делать свою работу по организации движения и фиксированию нарушения, а не стоять за 50-100 метров от пробки и останавливать по непонятным причинам водителей, усугубляя обстановку на дороге.
3. На особо сложных участках необходимо ставить информационные щиты с номерами телефонов ГИБДД для оперативного оповещения о сложившейся дорожной ситуации в данном месте и немедленном реагировании на нее.
4. Необходимы велосипедные дорожки, отделённые от проезжей части. Это даст возможность части автовладельцев пересесть на велосипеды с гарантированным их безопасным перемещением по городу практически в любую погоду.
Есть и другое мнение казанцев. Положительно к ограничению въезда в центр относятся пешие жители нашего города. А также автовладельцы, для которых средством передвижения дом – работа – дом стало метро.
«С вводом платы за въезд я ожидаю улучшения работы общественного транспорта, – говорит IT-специалист Казанского университета Камиль Галимов. – Причем стоимость должна быть заградительно большой. В Лондоне, если не ошибаюсь, совесть – лучший контролер, там нет шлагбаумов, но есть специальные проездные билеты по 12 фунтов. При этом если полиция у тебя его не обнаружит, штраф вообще нереально дикий. У нас билеты можно продавать хоть в салонах мобильных телефонов».
Стоит отметить, что московские власти ранее неоднократно обсуждали возможность введения платного въезда в центр города. Однако в 2007 году бывший мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что чиновники от этой идеи отказались. А в 2009 году нынешний и.о. руководителя департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи даже заявил, что введение платного въезда в центр Москвы для личного автотранспорта ничего не даст, а только снизит деловую активность населения.