Пожалуй, даже больше состояния дорог любого автомобилиста волнует стоимость бензина. Важность этого вопроса становится особенно заметна, когда встречаются знакомые из разных регионов. На вопрос «У вас сколько?» настоящий автолюбитель безошибочно назовет цену того топлива, которым пользуется. Далее следует фраза типа «О, а у нас...» И чем выше стоимость топлива, тем острее разговоры на эту тему, тем чаще автовладелец задумывается о том, что же будет дальше. Где тот предел, когда цена бензина или солярки станет «неподъемной»?
На днях в сети стали доступны материалы соцопроса автомобилистов. У водителей спрашивали, какая стоимость бензина заставит их отказаться от машины. Четверть из трех тысяч респондентов из разных регионов России готова поставить свои автомобили в гараж, если цена на топливо превысит отметку в 30 рублей за литр. 23% опрошенных не променяют личный транспорт на общественный ни при каких условиях. Однако есть и такие (5%), кто уже отказался от собственного авто из-за дороговизны бензина. Каждый четвертый водитель считает, что цены на топливо и так завышены. Они готовы пересесть на общественный транспорт, как только увидят на заправках цифру 30. Еще около 19% водителей затрудняются ответить на этот вопрос, поскольку стоимость проезда в автобусах/троллейбусах/трамваях также может вырасти.
«Отказаться полностью от использования автомобиля я не смогу, поэтому и бензин придется покупать по любой цене, – говорит владелец автомобиля Daewoo Nexia Тимур Асланов. – Но, думаю, если стоимость Аи-92, который я заливаю, достигнет рублей эдак 25-30, буду просто ограничивать себя в поездках, чаще ходить пешком или пользоваться общественным транспортом».
Сумма в 40 рублей станет причиной отказа от своего авто еще для 15%. И еще 8% забудут про машины, если топливники установят ценник в 50 рублей за литр. Не смогут смириться с ценой в 60 рублей еще 5% водителей. Получается, что при баснословных расценках топливо точно понадобится только 23% россиян, имеющих свои машины. Остальные будут пополнять бюджет автотранспортных предприятий. В целом такое исследование предполагает утрированно жесткие условия для водителей. Наиболее ценными на данный момент являются мнения участников опроса касательно 30-рублевого рубежа – он выглядит вполне реальным.
«При цене 40 рублей за литр 92 я пересяду на общественный транспорт, скорее всего, на метро, – размышляет владелец Ford Fusion Сергей Федотов. – До этого порога я готов покупать бензин, но, конечно, буду стараться ограничивать себя в поездках ради экономии. Правда, если вместе с ценой на бензин кратно вырастет моя зарплата (проиндексируется в связи с инфляцией), то я не откажусь от поездок на автомобиле. Ибо это всегда лучше общественного транспорта, тем более у нас в Казани».
Среди тех, кто уже отказался от машин, наиболее часто встречались такие мнения: «На работу ездить при нынешней цене бензина – кощунство»; «Ценник на бензин с каждым месяцем растет как на дрожжах – забавно для страны, являющейся мировым экспортером нефти и газа».
«Я занимаюсь частным извозом, поэтому для меня машина – это основное средство заработка, – рассказывает таксист Иван Липовец. – Если бензин вырастет до 30 рублей, то потянуть это дело будет сложно. Для себя я вижу один выход – перейти на газ. Сколько бы ни стоила установка оборудования, все равно при моих ежедневных пробегах оно себя оправдает быстро. Да и сам газ в три раза дешевле бензина».
Как утверждает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, очередной рост цен на бензин на сумму до полутора рублей за литр ожидается в январе 2011 года. Это связано с новой системой взимания топливных акцизов. По его словам, на изменение стоимости топлива влияют множественные факторы – вроде баланса спроса и предложения, внешних цен, изменение курса валют и прочие. Однако в России как в добывающей стране стоимость бензина может быть ниже установленной сегодня. В основном повышение происходит из-за изменения налоговой нагрузки и низкой эффективности переработки сырья. Евгений Аркуша не исключает, что в течение нескольких лет цена на бензин может достигнуть планки в 30 рублей.
«Я не удивлюсь, если новая система налогообложения приведет к удорожанию бензина, и цифра 30 выглядит вполне реальной в сегодняшних условиях, когда ценообразование происходит по указке правительства, – утверждает индивидуальный предприниматель Игорь Колошин. – Судите сами: себестоимость бензина составляет 14,7 рубля, причем 60% от этой суммы – налоги. Если налоговая нагрузка увеличится, значит вырастет и цена. И до каких пор она будет расти, предугадать сложно. 30 рублей – существенная нагрузка на автомобилистов: кто потянет, тот будет ездить; кто не сможет – будет ходить пешком. В таких условиях больше пострадают вертикально интегрированные компании, которые в рознице накидывают до 25% маржи (5-7 рублей). Им нужно обеспечить этот заработок, и все равно с какой суммы, хоть с 23, хоть с 30 рублей. От них народ потянется на АЗС с более сдержанными ценами. А что касается перехода на газ, то при возрастающем спросе поднимут цены и на него вместе с оборудованием, поэтому выгодно это будет или нет – тоже большой вопрос».
«Как бы ни поднималась цена на жидкое топливо, в любом случае сохраняется соотношение с газом в 50 процентов, – комментирует старший мастер компании «Шанс» Ринат Хакимов. – Поэтому газ всегда будет выгоднее бензина. И бояться, что машина станет работать как-то по-другому, потеряет динамику или еще что-то, тоже не стоит. Это все уже в прошлом. Современные системы четвертого поколения позволяют водителю вообще не задумываться над тем, что у него в баке. Стоимость оборудования тоже вполне по карману нашим автовладельцам. Оборудование старых, до Евро-2, машин будет стоить от 10 тысяч рублей. Новые системы четвертого поколения – от 21 тысячи рублей. И цена здесь не от спроса зависит, а от марки машины и года выпуска».