Осудить беспорядок на казанских дорогах собираются представители Федерации автовладельцев России в субботу, 25 сентября. Совместно с правозащитниками они проведут митинг около памятника Мусе Джалилю на улице Кремлевская. Начало назначено на час дня. Наш корреспондент узнавал, что именно заставило автомобилистов выйти на улицу.
В официальном заявлении ФАР указано, что автомобилисты выступают за наведение на дорогах элементарного порядка, за искоренение практики ужесточения наказаний вследствие неправильной трактовки гаишниками Кодекса административных правонарушений.
«Самое главное, о чем мы будем говорить на митинге – это вольное трактование КоАП инспекторами ГИБДД, – объясняет руководитель казанского представительства ФАР в Татарстане Рамиль Хайруллин. – Буквально на днях из Департамента обеспечения безопасности дорожного движения мы получили письмо, что нарушения правил проезда по автобусной полосе должны квалифицироваться статьей 12.16, где наказание предусмотрено в размере 100 рублей. У нас же в городе заезд на полосу предназначенную для движения общественного транспорта трактуют как 12.15.1 – с наказанием до 500 рублей».
А тонировка? Через неделю, 23 сентября 2010 года, в силу вступает поправка в КоАП, увеличивающая размер штрафа за чрезмерную тонировку стекол. Так, если их светопропускание не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, административный штраф составит 500 рублей. Что делали до последнего времени наши сотрудники ГИБДД? Они классифицировали чрезмерную тонировку как неисправное техническое состояние машины и задерживали всех подряд, заставляя или снимать тонировочную пленку или ставить авто на штрафстоянку.
Напомним, что в действующей версии технического регламента указано, что светопропускание ветрового стекла должно составлять не менее 75%, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) – не менее 70%. Задние стекла можно тонировать без ограничений, запрет касается лишь «зеркальной» тонировки.
Как рассказал Рамиль, главной задачей ГИБДД является предупреждение возможных нарушений правил движения водителями. Предупреждение случаев дорожного травматизма, помощь водителям, попавшим в заторовую ситуацию на дороге. Вместо этого сотрудники ГАИ устраивают водителям ловушки и засады – для того, чтобы «срубить» с них побольше штрафов.
«Простая ситуация – пешеходный переход на оживленной улице, – приводит пример Рамиль Хайруллин. – Гаишники, по сути, должны встать перед зеброй и своим видом дисциплинировать водителей, напоминать им о необходимости пропускать пешеходов. Но наши блюстители порядка думают не об этом, они прячутся в засаде в нескольких десятках метрах за переходом, и "выявляют"».
То есть ловят и штрафуют нарушителей. Сбитому на зебре пешеходу разве будет легче от того, что его обидчика оштрафуют? Может, все же предупредить нарушение гораздо гуманнее?»
Представители ГИБДД, имея на руках статистику ДТП и нарушений, утверждают обратное. По их мнению, только ужесточение наказания для водителей ведет к реальному снижению количества нарушений. Сейчас, например, они отмечают снижение смертельных случаев на дорогах – во многом благодаря большому количеству камер видеофиксации скоростного режима.
«Административный ресурс и ужесточение наказаний – вот те меры, которые влияют на дорожную ситуацию, – комментирует старший инспектор отдела пропаганды УГИБДД МВД по РТ Руслан Хасанов. – Наше руководство в этом убеждено и поэтому проводит соответствующую политику. Что касается действий ФАР, то когда их действия получат общественный резонанс, соответствующее заявление будет и с нашей стороны».
«Мир несовершенен, но ничего и не изменится, если люди будут аморфными, – считает казанская автоледи, представившаяся как Леся. – И гайцы не изменятся, какая бы новая надпись не появилась на их шевронах. Меняться необходимо всем. И лучше это начать с себя. И тогда произойдет «эффект бабочки». При четком представлении конечного результата, настойчивости – результат будет!»
Тем временем, количество законов, связанных с дорожным движением, только увеличивается. Водителей мопедов в ближайшем будущем обяжут учиться в автошколах и получать права. Такое предложение внес в Госдуму глава комитета по транспорту Сергей Шишкарев. Причем поправки в закон подготовлены в соответствии с поручением президента РФ Дмитрия Медведева. Они уточняют категории транспортных средств, а также вводят аккредитацию для автошкол. Как пояснил Шишкарев, изменение законодательства связано с тем, что в последнее время на улицах городов стало очень много мокиков и скутеров, с рабочим объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров. Соответственно, увеличивается и число аварий с их участием.