Прикрываясь очередным мыльным фетишем – заботой об экологии, российские чиновники вынуждают россиян покупать новые отечественные машины. Министерство предложило в два раза увеличить транспортный налог на автомобили старше четырех лет, а субсидирование утилизации старых машин будет продолжено и в следующем году, и в 2012-м.
Мы уже писали о том, что минпромторг выдвинул предложение об увеличении налога для владельцев тех машин, которые не соответствуют экологическим показателям. Похоже, что эта идея в правительстве прижилась: чиновники решили продолжить программу утилизации старых автомобилей. Для этого в проекте бюджета на 2011 год уже предусмотрено 13,5 млрд рублей. Завершению программы в 2011 году, как того требовал Владимир Путин, судя по всему, помешал «Ижавто», который неожиданно запустил конвейер и стал «шлепать» ставшие вдруг популярными модели классических Lada.
С другой стороны, почему бы не заработать копеечку? Тем более что субсидии – читай: «халявное бабло» – со стороны правительства РФ сыпятся, как из рога изобилия. Программа утилизации легковушек старше 10 лет стартовала 8 марта 2010 года. На нее было выделено более 11 миллиардов рублей федерального бюджета. Из-за возникшего ажиотажа 200 тысяч сертификатов на старые автомобили кончились уже в начале лета, а на дешевые модели «АвтоВАЗа» образовалась многомесячная очередь. В результате правительство распорядилось выделить еще 11 миллиардов рублей. В то же время «АвтоВАЗу» все дают и дают деньги. Даже не в долг, нет. Так просто. Чтоб не плакал. Только на погашение долгов завод получил в прошлом году 25 миллиардов рублей. На сегодняшний день сумма оказанной госпомощи вообще превышает 70 миллиардов рублей. Кроме того, лично Владимир Путин купил себе автомобиль «Нива».
А ввозные пошлины? А скандал с запретом на ввоз праворульных «японок»? Все сводится к тому, чтобы «реанимировать» отечественного производителя. Вот только реанимация находящегося при смерти длится обычно недолго. А вот с «АвтоВАЗом» процесс явно затянулся. К нему, кстати, с радостью подключились западные компании Renault и Nissan. Сейчас у них блокирующий пакет акций завода.
В правительстве заявляют, что деньги тратят не впустую, на Тольяттинском автогиганте ведутся работы по реконструкции – с тем, чтобы выпускать более современные автомобили. «После реализации всех амбициозных планов, которые есть у АвтоВАЗа по выпуску новой продукции в 2011-2012 году, она будет представлена по-иному, и экспортные возможности увеличатся», – пояснил журналистам первый вице-премьер России Игорь Шувалов. По его словам, монтаж нового оборудования запланирован на конец 2010 года.
Однако вернемся к нашим минпромторгам. Как сообщил «Интерфакс», в письме замминистра промышленности Андрея Дементьева, разосланном на согласование в ведомства, предлагается в 2 раза увеличить базовую ставку транспортного налога на автомобили, выпущенные в обращение до 1 января 2006 года. Для новых машин стандарта «евро-5» планируется использовать 30% скидку. Для «евро-4» ставка остается старой, а машины с «евро-3» – «нагрузят» на 20% к базовой ставке. Ну, а «евро-2» – «нахлобучат» на 60%.
Аналитики, в принципе, ничему не удивляются. «Программа утилизации осуществляется для поддержки отечественного автопрома, это ее главная цель, обновление отечественного автопарка происходит параллельно с этой поддержкой, – расшифровывает идею ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – А вот увязка транспортного налога с экологическим классом автомобиля – это мера постоянная, и она как раз направлена на обновление парка автомобилей и улучшение экологической ситуации в стране, а также призвана уменьшить аварийность на дорогах и сократить число погибших и пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий».
Эксперт напоминает: не надо забывать, что программа утилизации рано или поздно будет завершена, а увязка налога с экологическим классом вводится навсегда. Программы утилизации существовали в разных странах, и там они тоже вполне успешны. А различные экологические налоги на автомобилистов в большинстве введены уже давно.
Подытожим тем, что, по статистическим данным Центра развития и Высшей школы экономики, возраст эксплуатируемых на российских просторах отечественных машин – 13-14 лет. Ими владеет больше половины населения, а в сельской местности они составляют практически подавляющее большинство. Несложно прикинуть, что сертификатов на утилизацию на всех не хватит. Да и хватило бы – но разве при нынешних ценах даже на «семерку» и средней зарплате в 8-12 тысяч рублей много накопишь?