Разрядить обстановку с праворульными авто решило правительство РФ: теперь машины, предназначенные для внутреннего рынка Японии, снова можно импортировать. Однако участники авторынка по-прежнему настроены скептически – ведь несмотря на снятие административного барьера, остается еще экономический. А вот как раз высокие госпошлины на подержанную технику, похоже, никто отменять не собирается.
По всей видимости, на решение правительства повлиял премьер Путин, который буквально на днях вернулся из «трофи-рейда» по так называемым «дорогам» Восточной Сибири. Российский премьер остался очень недоволен их качеством. Возможно, он ощутил социальное напряжение «на местах», которое было связано с запретом ввоза японских автомобилей – чуть ли не единственной статьи доходов дальневосточных бизнесменов средней руки. Напомним, что основным препятствием стал не то чтобы прямой запрет на ввоз, но установленный техрегламент, в котором не было места для 11-значного VIN японских авто. Сейчас из документа убрали этот пункт, и в написании VIN стал возможен код любой длины.
Также были внесены поправки в техрегламент о безопасности колесных средств. То есть российским перевозчикам разрешили ввоз из-за границы длинномерных фур. Предусматривается, что возможна эксплуатация двадцатиметровых прицепов. Как пояснили журналистам РГ в минпромторге, это позволит эксплуатировать технику, ввозимую из США. По версии газеты, Владимира Путина попросили дальнобойщики во время его «турне» по новой трассе Чита–Хабаровск.
И все бы было хорошо, если бы не одно но. Таможенные пошлины на бэушную технику остались на прежнем уровне. Это означает, что кроме административных рычагов сдерживания потока импорта вторичного авто государство применяет и экономические. И если запреты регламента в принципе можно было решить коррупционными схемами, то против рыночных цен не попрешь.
«Пошлины не отменили, но разрешили ввоз праворульных японских автомобилей, – поясняет исполнительный директор АА «Автостат» Сергей Удалов в интервью РГ. – Однако сейчас импорт мал не потому, что нельзя было их ввозить, а потому, что действуют увеличенные пошлины».
«Возобновление ввоза и восстановление рынка праворулек сейчас практически невозможны, – считает председатель отделения ФАР в Татарстане Рамиль Хайруллин. – Раньше они стояли в ценовом сегменте отечественных авто, хотя по качеству исполнения были на уровне элитных авто. Японские машины на экспорт и для внутреннего рынка все равно отличаются по качеству – их собирают разные руки. На внутреннем рынке качество сборки исключительное. Именно поэтому машины могут служить без поломок очень долго. Что и привлекало потребителя. Только знай меняй масло и воздушный фильтр. А что касается проблем безопасности на дороге, то это дело привычки – пара дней практики, и разница практически не ощущается. Кроме того, есть зеркала, есть видеосистемы слежения, другие приспособления, которыми водители оснащают свои праворульные автомобили».
Получается, что дело вовсе не в том, что чиновники пекутся о нашей безопасности, выдумывая регламенты на эксплуатацию колесных средств передвижения. Все дело в лоббировании интересов отечественных производителей, избавлении их от конкурентного давления. А как нетрудно догадаться, конкуренция рождает качество товара. Нет её, и нет качества.
Остается добавить, что ставки ввозных таможенных пошлин так и будут расти – сначала на подержанные, а потом и на новые иномарки. Про это Путин рассказал в той же поездке в интервью телеканалу «Россия 24». По словам премьера, конкуренты должны четко уяснить, что Россия будет защищать собственное производство автомобилей любыми способами. Он пояснил, что ни одна страна мира не допустит появления на своем рынке хлама, каким бы привлекательным он ни был.
Новый технический регламент вступает в силу в сентябре 2010 года. Кроме всего прочего, он запрещает эксплуатацию автомобилей с «кенгурятниками» и обязывает автовладельцев ездить на машинах с оранжевыми поворотниками. Также документом предусмотрено обязательное применение тахографов у машин для коммерческих пассажирских перевозок, которые будут контролировать соблюдение режимов движения и отдыха водителей.