62 процента населения страны считают сумму оплаты услуг ЖКХ слишком большой. Россияне не удовлетворены ни качеством жилищно-коммунальных услуг, ни их ценой. Таковы данные очередного опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ).
Перебои с централизованными водоснабжением и электричеством отмечают 57 процентов опрошенных. У 14 процентов централизованного водоснабжения нет вообще. Меньше всего проблем, судя по данным опроса, возникает с отоплением – у 46 процентов никогда нет перебоев. При этом у трети населения нет централизованного отопления, цитирует агентство ПРАЙМ-ТАСС результаты опроса, проведенного ФОМ 28–29 августа в 100 населенных пунктах 44 субъектов РФ.
47 процентов населения оценили качество услуг ЖКХ как «плохое». Более лестно о качестве услуг ЖКХ отозвался лишь 31 процент опрошенных; 22 процента респондентов предпочли воздержаться от какой-либо оценки. При этом, что любопытно, больше остальных горожан довольны отраслью москвичи и жители городов с численностью населения до 250 тысяч. А больше всего ругают ЖКХ жители городов с населением от 250 тыс. до 1 млн человек.
Причем 60 процентов опрошенных уверены, что за последний год качество ЖКХ ничуть не изменилось. Точно так же порядка 60 процентов опрошенных считали и в прошлом году, и в позапрошлом – вообще, процент людей, считающих, что в ЖКХ всё по-прежнему, практически не меняется с 2005 года.
36 процентов жителей многоквартирных домов оценивают их состояние как удовлетворительное; 21 процент – как плохое; и только 7 процентов считают, что живут в домах, которые находятся в хорошем состоянии.
Эксперты, в общем-то, согласны с мнением большинства россиян. По мнению специалистов, несмотря на все обещания властей модернизировать отрасль, за последние годы в сфере ЖКХ не произошло никаких положительных изменений. «Реформа прошла на словах, – цитируют «Новые Известия» президента Московской жилищной ассоциации Владимира Кузнецова. – Никакой модернизации мы не видим. Власти только делают вид, что создают какие-то рабочие группы, но в реальности все заканчивается лишь установкой счетчиков для воды и энергосберегающих лампочек. Вот и вся модернизация».
Наиболее больной вопрос – тарифообразование. Цены на услуги ЖКХ растут быстрее всего, однако людям упорно не сообщают о том, как именно формируются тарифы. «Мы не знаем, из чего исходят власти при формировании тарифов, – объясняет эксперт. – Их методика неизвестна, её просто нет». А всё потому, что в сфере ЖКХ нет реального рынка и конкуренции. «Да, появилась альтернатива в виде управляющих компаний, но это пока лишь условная конкуренция, – заметил г-н Кузнецов. – Ведь, как правило, владельцы этих компаний – сами чиновники».
Словом, вывески новые, а суть всё та же.
Казанцы тоже продолжают высказывать недовольство ЖКХ, и это при том, что именно в Татарстане за последние несколько лет в отрасль вбуханы колоссальные средства. Причина недовольства, впрочем, легко объяснима. Лица в управляющих компаниях и мегаТСЖ все как на подбор хорошо знакомые. Работают, соответственно, тоже по давно накатанной методе. Кстати, насчет того, что реформа ограничилась лишь счетчиками да лампочками, уважаемый эксперт, как выясняется, еще тоже погорячился.
Жительница Казани Лидия Григорьева, например, сетует, что даже самые обыкновенные лампочки в подъезде её дома не могут ввернуть целую неделю. «Ходим по подъезду в потёмках! Обзвонила все службы, и везде говорят, что лампочки установят не раньше, чем через неделю. А мы, между прочим, за места общего пользования платим по нормативу – семь киловатт! И ведь на четверть нам в счетах-фактурах сумму никто даже не подумает снизить!»
Известный в Казани борец за права жильцов Геннадий Сомов считает, что ЖКХ слишком рано передали на откуп частным структурам. В результате собственники жилья оказались никем не защищены. Государство заняло очень удобную позицию: каким бы наглым и циничным ни был обсчёт, всё, что обычно советуют чиновники жильцам, – это судиться с УК самостоятельно. Мол, гражданско-правовые отношения, ничего не попишешь!