Поделить заново земельные участки в крупных городах Татарстана предложил сегодня президент республики Рустам Минниханов. По мнению первого лица, все хорошие участки с развитой инфраструктурой и готовыми коммуникациями прибрали к рукам частные инвесторы, тогда как государству и муниципалитетам для реализации социальных программ приходится осваивать новые территории.
Громкое заявление из уст президента прозвучало в республиканском кабмине на видеоконференции, посвященной капремонту и строительству нового жилья. Г-н Минниханов посетовал, что денег на строительство новых инженерных сетей у республики нет. Поэтому социальное жильё необходимо возводить на земельных участках, где уже всё под боком – и инфраструктура, и коммуникации. Но вот незадача: этими самыми лакомыми кусочками почему-то уже давно владеют частные инвесторы.
«Всё, что шоколад, продаём коммерсантам или берём себе, всё, что... – президент сделал настолько глубокую паузу, что каждый из присутствующих в зале чиновников наверняка успел почти осязаемо представить себе то, что остаётся в итоге простым смертным, – это социальная ипотека. Что это за подходы? Это же наши люди!»
Основная проблема, пожалуй, заключалась в том, что есть и другие «наши» – те, которые прибрали к рукам земельные участки, и те, кто позволил это сделать. Это признал и сам г-н Минниханов: «Конечно, за этими участками стоят, скорее всего, близкие люди ко всем нам, в том числе, наверное, и ко мне... Но подход должен быть один: если нужно для решения государственной задачи, эти связи надо оборвать. Никто не голодный».
Президент поручил чиновникам провести проверку: «Давайте посмотрим, кто на аукционе купил эти площадки? Сколько аукционов прошло?» В воздухе замаячил призрак явления, которое наше государство давно уже признало, более того – ведёт с ним непримиримую борьбу, нещадно, судя по всему, обрывая все компрометирующие его, государство, связи. «Если аукциона нет, считай, что это коррупционная сделка была. Аренду там потом переоформили, сарай какой-то построили... Всё надо сейчас посмотреть. Кто бы ни был, кто бы ни стоял за этой площадкой. Вот на аукционе купил – это да. Если законно купил», – произнеся с каким-то особым нажимом последнюю фразу, г-н Минниханов, видимо, давал понять, что и обоснованность покупок земли на торгах тоже в случае чего можно будет подвергнуть сомнению.
«Рустам Нургалиевич, мы по площадкам с городами вопрос отработаем, – заверил президента министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Хуснуллин. – Я думаю, это нам и минземимуществу совместно с муниципалитетами нужно провести...»
«Давайте с минземимуществом, – согласился г-н Минниханов. – Если надо, прокуратуру попросите. Сколько аукционов вообще? Нету! А вся земля у кого-то! Начинаешь смотреть: это не наша земля, коммерсанта. Как он получил эту землю?! Особенно в Казани у нас столько площадей под застройку! А под социальную ипотеку нужны миллиардные инвестиции только на инженерные сети!»
Замаячил еще один призрак. На сей раз муниципальных выборов. Судя по тому, с какой периодичностью президент напоминает об этом грядущем событии местным властям, для многих муниципалов предвыборная гонка – 2010 может стать окончанием политической карьеры (хотя, может быть, г-н Минниханов, возглавивший в этом году республику, просто испытывает еще один – без всякого сомнения, эффективный – рычаг управления): «Если нет площадок, это будет на ответственности муниципалитетов. Если они не могут найти площадку, мы им поможем, покажем, где у нас какие площадки есть. Как раз перед выборами это очень хороший рейтинг будет. Но не для них, а для нас».
Пожалуй, с наибольшим энтузиазмом воспринял идею президента о земельном переделе исполнительный директор Госжилфонда РТ Талгат Абдуллин. Он напомнил, что казанские здания, которые были отселены еще по программе ликвидации ветхого жилья, как стояли, так и стоят. Между тем: «Говорят, кто старое помянет, тому глаз вон. Но в данном случае указ президентом в свое время был подписан, о том, что выселяемые здания и сооружения, земельные участки должны передаваться в ведение жилищного фонда – для того чтобы он мог на этих территориях продолжать строительство. Мы готовы принять участие (В грядущей ревизии. – Прим. авт.) и проработать территории и площадки, которые можно было бы вернуть и обеспечить более компактное проживание жителей и Казани, и других городов».
Резюме от г-на Минниханова, впрочем, оставляло надежду и для местных властей, и для владельцев земельных участков – даже несмотря на присутствие в нём пугающего слова «отобрать».
«Если муниципалитет заинтересован, он должен представить площадки. Говорить о том, что все они у кого-то... Вопросов нет, если это было законно, на аукционе. Всё остальное надо отбирать обратно. Ну, может, и не всё, – в этом месте президент позволил себе загадочно улыбнуться. – Часть отобрать, часть оставить».