Федерацию автомобилистов России (ФАР) заинтересовали особенности нанесения дорожной разметки в Казани. В федерации сомневаются в том, что выделенные для движения автобусов спецполосы «нарисованы» с соблюдением всех норм. К слову, казанские автомобилисты сомневаются в этом уже последние несколько лет. Вот только на местном уровне у них конструктивного диалога с ГИБДД пока не получается. Вчера ФАР отправила запрос в генеральную прокуратуру.
Наш сайт уже неоднократно писал об этой проблеме. Последний раз корреспонденту 116auto.ru удалось выяснить, что полос станет только больше. Хотя есть места, где полосы выполняют функцию «штрафоумножителя».
Интерес ФАР к полосам, выделенным для проезда общественного транспорта, тоже возник не сегодня. Еще пару месяцев назад, когда дорожники в очередной раз приступили к нанесению дорожной разметки, федерация направила запрос в татарстанскую прокуратуру. Око государево, в свою очередь, перенаправило запрос в казанскую прокуратуру, а оттуда письмо ушло в ГИБДД. Круг замкнулся.
«Все началось с многочисленных жалоб наших автовладельцев на то, что на узких дорогах Казани нанесли полосы для маршрутных транспортных средств там, где по логике их и быть не должно, – говорит полномочный представитель МОО «Федерация автовладельцев» в РТ Рамиль Хайруллин. – Скажите, для чего нужна полоса на ул. Кремлевской? Там сама по себе проезжая часть улицы является узкой. Или на Островского, где масса офисных и торговых центров, а парковаться негде».
Как говорит Рамиль, идея ГИБДД понятна: зачем заморачиваться из-за ста рублей за нарушение знака «Остановка запрещена», когда можно за нарушение штрафовать на 500. То, что в этом случае идет подмена статей КоАПП (в частности, вместо ст. 12.16 нам пытаются вменить ст. 12.15.1), никого не волнует.
«После почти двухмесячного ожидания каких-то действий со стороны прокуратуры РТ и Казани мы все-таки решили направить наше письмо в вышестоящий орган, то есть в Генеральную прокуратуру РФ, – говорит Рамиль Хайруллин. – От наших мы ничего не добились, даже хоть какого-то ответа. А это тоже, кстати, является нарушением федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
«К спецполосам для общественного транспорта как к явлению у меня отношение вполне положительное, – говорит казанский автожурналист Олег Семагин. – Все-таки один автобус, в отличие от автомобиля, перевозит несколько десятков человек, которые едут отнюдь не в комфортных условиях (особенно в летнюю жару и в сильные морозы зимой), и всем им хочется поскорее доехать до места назначения. Соответственно, автобусы должны передвигаться без особых препятствий, что они могут сделать, двигаясь именно по выделенной полосе. Но. Должно быть естественным, что при организации спецполос учитываются интересы и автомобилистов. А этого в Казани зачастую не делается. На многих дорогах нашего города автобусные полосы не только не приносят пользу, но и наносят ущерб движению. Не беру во внимание, к примеру, Оренбургский тракт, где помимо автобусной еще две полосы есть и поток нормальный. Но даже там нередко случаются заторы, при которых отсутствие автобусной полосы сыграло бы положительную роль. На многих участках, имеющих 3 полосы, возникают пробки, как мне кажется, именно из-за этого. Возьмем, к примеру, перекресток Ямашева–Мусина. Оживленная магистраль с большим потоком в течение почти всего дня. Первая полоса автобусная, вторая для движения транспорта в прямом направлении, третья – для поворота налево. В итоге для наибольшего потока, двигающегося в прямом направлении, оказывается всего одна полоса, и для проезда участка нередко приходится ждать пять светофоров.
Неудивительно, что в такой ситуации многие водители попросту не выдерживают и выезжают на полосу для автобусов и становятся «добычей» для сотрудников ГИБДД, притаившихся за перекрестком. Получается, что госавтоинспекторы не занимаются нормальной организацией движения, а проверяют на прочность нервы автовладельцев. Тем, кто не прошел испытание, вручается «подарок» – квитанция на 500 рублей. О том, как у нас «нарисованы» автобусные полосы, отдельный разговор. Опять же живой пример у парка Горького. Въезжая на улицу Ершова из-под моста с развязки на перекрестке Вишневского–Ершова для движения в сторону К. Маркса, уступаешь дорогу автомобилям, въезжающим на развязку, и одновременно тем, кто двигается в прямом направлении. Занимаешь крайнюю правую сторону (если ты не очень наглый и не норовишь сразу выскочить на крайнюю левую), которая вместе с тем является и полосой разгона. Начинаешь набирать скорость, чтобы вклиниться в общий поток, и оказываешься на автобусной полосе, в которую вдруг превратилась крайняя правая. Ни предупреждений, ни стрелочек, указывающих на необходимость съезда на другую полосу. Ничего. А за небольшим поворотом, присутствующим на данном участке, внимательно бдят угадайте кто».
Согласимся, что в принципе автобусные полосы, безусловно, нужны. Особенно когда количество личного автотранспорта увеличивается год от года. Но при нынешней дорожной ситуации в Казани это больше походит на издевательство и желание госавтоинспекторов побольше заработать за весенне-летний период. Ведь автобусная полоса в нашей климатической зоне – явление сезонное. Уже поздней осенью осадки смоют разметку, и автобусы начнут двигаться в общем потоке.