О мерах по предупреждению необоснованного роста платежей за жилищно-коммунальные услуги рассуждали сегодня чиновники на пресс-конференции в «Татмедиа». Брифинг напомнил корреспонденту 116metrov.ru сдачу экзаменов на права в ГАИ. Представители власти продемонстрировали прекрасное знание теории, но несколько подрастерялись, когда столкнулись с практикой.
Первым взял слово начальник отдела экономики и мониторинга ЖКХ комитета РТ по тарифам Дмитрий Ухин. Он рассказал о принятых в России стандартах раскрытия информации в жилищно-коммунальном комплексе, заявив, что с помощью нового закона произойдет, наконец, «запуск механизма общественного контроля». Причем в КоАП, подчеркнул г-н Ухин, за нераскрытие информации предусмотрен штраф до 500 тысяч рублей. Видимо, столь суровые санкции уже произвели впечатление на соответствующие компании. Из 260 организаций, обязанных раскрывать информацию, 240 уже сделали это, просветил журналистов начальник отдела, все сведения размещены на сайте комитета.
Увы, выяснилось, что новые правила игры до сих пор не распространяются на организации, управляющие жилым фондом. Правда, выступавшие были уверены, что общественность эти структуры всё-таки контролирует. Ведь о том, что управляющие компании шагу не имеют права ступить без решения общего собрания собственников, сказано в Жилищном кодексе РФ.
Когда, например, одна из журналисток поинтересовалась, есть ли у жильца шансы получить от своей УК вместо общих фраз о том, сколько денег собрано и сколько на это сделано, подробный отчет по каждому отдельно взятому дому и подъезду, ей нарисовали прямо-таки идеальную схему поведения идеальной жилищной организации.
«По сути дела на стадии формирования тарифов на жилищные услуги вам должна быть управляющей компанией при обосновании тарифов предоставлена раскладка, какой текущий ремонт, по какому дому и в каком виде должен быть произведен. И вы, когда этот тариф устанавливаете для оплаты на следующий период, уже знаете, на какие цели ваши платежи пойдут. И вы контролируете, куда эти деньги расходуются», – просветил представитель массмедиа, начальник управления экономики в ЖКХ минстроя РТ Руслан Шамсутдинов.
Журналисты, в свою очередь, попытались убедить чиновников в том, что на практике всё обстоит несколько иначе. В одном доме (на улице Ибрагимова) месяцами не убираются подъезды, со двора другого (на Латышских стрелков) неделями не вывозится мусор... При этом сами управляющие компании обычно не докладывают жильцам о причинах тех или иных своих решений и действий.
«Собственники могут внести изменения в договор с управляющей компанией», – настаивал г-н Шамсутдинов и узнавал в ответ, что многие из собственников жилья эти самые договоры ни разу в жизни не видели в глаза. Вообще, складывалось впечатление, что чиновники имеют четкие представления о том, как всё должно обстоять в идеале, о том же, как дело обстоит в реальности, они с удивлением узнали от пришедших на пресс-конференцию журналистов. Впрочем, консенсус всё-таки был найден.
«Назовите еще раз. Ибрагимова – дом какой? – спрашивал у зала г-н Шамсутдинов, вооружившись ручкой с блокнотом. – А на Латышских стрелков какой адрес?»
Таким образом, пресс-конференция определенно способствовала повышению престижа журналистской профессии. По крайней мере большинству простых смертных и за всю жизнь может не выпасть шанса вот так вот запросто напрямую пожаловаться на свою управляющую компанию представителю республиканской власти. Можно, конечно, до бесконечности рассылать во всевозможные жилищно-коммунальные ведомства гневные письма, обивать пороги многочисленных инстанций... и получать в установленный законом месячный срок обтекаемые, ничего по сути не меняющие ответы. С другой стороны, и присутствовавшие в «Татмедиа» чиновники дальновидно ничего не гарантировали. Разница, пожалуй, состояла лишь в том, что у журналистов на пресс-конференции имелась возможность уяснить положение вещей немедленно.
Фото: Фото автора