Кто отдал команду намыть песок в пойме Казанки, выяснял вчера уже в четвертый раз Вахитовский суд татарстанской столицы. При всей кажущейся очевидности (таким образом на берегу реки была подготовлена площадка под строительство объектов Универсиады-2013) ни один властный орган из числа привлеченных казанскими экологами «к барьеру» не хочет брать ответственность за эти действия на себя.
Вообще этот процесс сильно напоминает распутывание дела о заказном убийстве. Вроде бы и сам факт намыва на лицо, и исполнитель известен, а вот поди-ка, доберись до заказчика! Вчера в суде представители властных структур дошли даже до того, что начали ставить под сомнение легитимность документов, рожденных... в тех самых ведомствах, интересы которых они представляют!
История вопроса. Татарстанская республиканская организация общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» (Татрессовет ВООП ОО) обратилось в суд с требованием признать незаконными действия властных структур по гидронамыву песка в пойме и акватории реки Казанка для площадок под строительство футбольного стадиона и дворца водных видов спорта для Универсиады-2013. Напомним: эти работы проводились с июня по конец октября 2009 года. Намыв сопровождался массовой вырубкой зеленых насаждений на пойменных лугах. Всего было уничтожено более 4000 деревьев. Площадь намытой территории составила в итоге около 50 гектаров. Генподрядчиком работ было назначено ОАО «Азимут», субподрядчиком – ЗАО «Таттрансгидромеханизация». А вот заказчика работ пытаются найти до сих пор. По крайней мере, и Управление капитального строительства Казани, и горисполком татарстанской столицы, и Главное инвестиционно-строительное управление РТ, к которым были предъявлены претензии, отрицают свою роль в этом деле.
И вообще, как недвусмысленно дают понять представители этих самых структур в суде, всё уже давно «узаконено», необходимые разрешения получены задним числом, а посему – стоит вообще ли прошлое ворошить?
«Вы полагаете, что время можно повернуть вспять?!» – попыталась вчера перевести в философскую плоскость спор с экологами представитель горисполкома Татьяна Козловская. Тон, впрочем, заставлял вспомнить известную пословицу о том, кто старое помянет. В любом случае время для вопроса была выбрано самое что ни на есть подходящее: речь зашла как раз о том, за чей счет проводить компенсационные мероприятия – возмещать ущерб природе, проще говоря.
Спустить представителя казанских чиновников на грешную землю с помощью конкретных вопросов оказалось делом непростым.
«Фразы, которые вы произносите, являются специфическими. Я просто не понимаю, о чем вы говорите», – заявила г-жа Козловская после того как представитель Татрессовета ВООП ОО Сергей Мухачев попытался расставить точки над «и».
Затем представитель горисполкома принялась убеждать собравшихся, что расхождения реальной картины с Генпланом Казани – вещь вполне естественная. На слишком уж долгий срок рассчитан Генплан. Между тем...
«Жизнь, она скоротечна...» – все-таки представитель горисполкома была явно настроена на философский лад.
«Затрудняюсь сказать», – эта фраза проходила лейтмотивом через все ответы представителя УКС.
«Которое заседание мы вас слушаем, вы ни на один вопрос не даете конкретного ответа!» – даже попеняла представителю УКС судья Евгения Зыбунова. Впрочем это, как выяснилось, еще не самое досадное. Когда все-таки звучали более или менее развернутые пояснения, это лишь еще больше запутывало ситуацию.
«Никому никаких поручений мы не выдавали, деньги через нас не проходили», – уверяла представитель УКС, а если подрядчики что-нибудь и делали, то это, по ее словам, можно признать «эксцессом исполнителя».
Целый ворох бумаг, в которых УКС вовсю давал распоряжения и проводил совещания касательно «обустройства» будущей площадки, представитель управления вообще отвергла. На том основании, что бумаги эти были подписаны не непосредственно начальником управления, а кем-либо из его подчиненных. Замами, например.
«Я ставлю под сомнение легитимность проведения данного совещания», – заявила, к слову, представитель УКС по поводу одного из запротоколированных заседаний, на котором, судя по всему, руководящая роль УКСа ни у кого не вызывала сомнений. По крайней мере, до сих пор.
Таким образом с легкой руки представителя УКС на глазах у всех присутствующих зародился опасный прецедент. Ведь если следовать ее, представителя, логике, любое заявление и действие сотрудника управления капитального строительства (за исключением одного только начальника УКС) с этих пор следует расценивать, как, мягко выражаясь, простое сотрясание воздуха. Остается только догадываться, применяла ли ту же самую логику представитель УКС к своим выступлениям в суде.
Двухчасовое заседание, между тем, похоже, утомило всех присутствовавших. Судья взяла тайм-аут до четверга, приняв напоследок решение истребовать у генерального подрядчика, ОАО «Азимут», все договоры, связанные с намывом песка на Казанке.
Экологи, правда, просили привлечь «Азимут» в качестве третьего лица, однако представитель исполкома против этого решительно возражала. «Это не тот процесс, где можно руководствоваться свидетельскими показаниями», – заявила г-жа Козловская в обоснование своих слов.
Интересная вообще вырисовывается картина. Послушай представителей наших властных структур, так ни словам, ни документам – даже их собственным – нельзя верить.
«У нас уже было четыре судебных заседания, и после каждого остаются одинаковые ощущения. Виноваты все, но никто не признается», – подытожила очередной день работы в суде представитель Татрессовета ВООП ОО Неля Биктимирова.
Фото: Фото автора