Автопутешествие – одно из самых увлекательных переживаний, которое может позволить себе автомобилист. Некоторые любители вообще признают только такой вид отдыха – переезды, остановки, города, страны, стоянки, кемпинги. Вот только условия для комфортного путешествия не везде одинаковые. Очень хорошо это заметно на примере европейских стран. Если там домик на колесах и кемпинги для автопутешественников –привычное явление, то у нас на всю Россию едва ли наберется пара десятков мест, где можно с удобством остановиться. Разница видна даже в названии. Если в Европе таких туристов называют кемперами, то у нас они караванеры.
Наши туристы, которые бывали в Европе, могли наблюдать множество кемперов, вереницей покидающих город каждые выходные. Останавливаются такие жилые автофургоны в кемпингах на специально оборудованных площадках. Кемпер – маленький вагончик, который, как и настоящий поезд, заправляется на каждой станции. Его нужно «перезарядить», поэтому требуется электрическая розетка, канализационный слив для биотуалета, подводка воды со шлангом, возможность залива воды в бойлер. Наконец, большинство путешественников предпочитает получить возможность принять ванну и душ после нескольких дней путешествия. Подобным местам в Европе присваиваются звездочки, как отелям, и чем больше звездочек, тем больше услуг. Четыре звезды означают, что кроме перечисленного будет еще кухня, посудомоечная машина, прачечная и мойка для самого автодома.
«В России путешествие в автокемпере – до сих пор экзотика, – говорит автотурист Михаил Тихонов. – Фирм, предлагающих кемпер в аренду, по пальцам перечесть, а турстоянок, оборудованных для этого вида туризма, практически нет. В Москве их всего три. Это отель «Союз» со стоянкой на 20 машин, «Русотель» на шесть мест и стоянка на «Крылатском», где можно остановиться только группе от пяти машин и больше. По договоренности принимает Можайский кемпинг (на Можайском шоссе), кемпинг в Измайлово и «Уют-кемпинг» в Бутово».
К слову сказать, чем дальше туристы удаляются от Москвы, тем больше стремится к нулю количество удобных стоянок. Несколько есть на трассе Москва – Санкт-Петербург. На Валдае одна из самых популярных стоянок для кемперов под названием «Киногородок – Русское поселение» (примерно 360 километров от Москвы в сторону Петербурга). Приморское шоссе предоставляет пару стоянок, и большая стоянка-кемпинг «Ольгино» уже под Петербургом.
Одна стоянка, по словам Михаила, есть и в Казани, только вот узнать ее местоположение у местных туроператоров нам так и не удалось. Стоянки на Урале практически все не предназначены для кемперов, и только ближе к Красноярску и Байкалу (Иркутская область) снова появляются хорошие кемпинги и стоянки. В частности, в Иркутске есть кемпинг «Иркутск», а в поселке Листвянка, на восточном берегу Байкала, – кемпинг «Байкал».
«В России вообще не распространен такой вид отдыха, как путешествие в доме на колесах, – считает ведущий менеджер туристической компании «Аэроплан» Эльвира Сафарова. – В основном такой вид туризма активно развит в Европе. У нас подобные услуги пытались внедрить в Алтайском крае, но начинание не прижилось: ну нет здесь хороших дорог и развитой инфраструктуры для того, чтобы обеспечить автотуристов всем необходимым. Поэтому отдых на колесах у нас в основном автобусный. Это в основном экскурсионные туры как по Казани и Татарстану, так и по России. Могут быть и индивидуальные туры на легковых машинах или микроавтобусах. Конечно, между турами по Европе и нашими – огромная разница. Тут и комфортабельность автобусов, и состояние дорог, и вообще понимание необходимости элементарных удобств для людей на точках остановок. Что уж говорить – в Бресте, где наши туристы пересаживаются в европейские автобусы, разница ощущается очень остро. Там и автобус, как дом, есть и горячая вода, и кофеварка, и нормальный туалет, спальные места. Так можно путешествовать. Вот и ездят по Европе все, а у нас только упертые любители, которым неудобства «не мешают».
Кстати о Европе. Здесь для автокемперов настоящее раздолье. Только на территории Германии 3624 прекрасно оборудованных стоянки, на которых одновременно могут припарковаться 285 тыс. автодомов. Плюс к этому на кемпингах установлено 375 тыс. стационарных прицепов и 12 тыс. бунгало. Стоянки оборудованы розетками на 220 В, биотуалетами, источниками воды и прочими необходимыми путешественникам устройствами. Маршруты для автокемперов предлагают практически все крупные турфирмы.
«Что касается Казани, это, безусловно, красивый город, и я уверен, что количество туристов у вас будет увеличиваться год от года, – говорит менеджер компании «Мир-туризм» Владимир Кузнецов. – Кроме исторической и культурной привлекательности, город очень хорошо расположен географически. Его удаленность от Москвы, чуть более 800 км, позволяет автотуристам добраться летом за световой день и вечером разместиться в кемпинге. Город может быть как конечной точкой путешествия, так и одним из этапов путешествия. И кемпинг в городе или пригороде просто необходим».
По словам Кузнецова, расположение стоянки идеально рядом с историческим центром (в шаговой или велодоступности), при удалении от центра необходима близость общественного транспорта. Для удобства стоянки путешествующих на автодомах или с прицепами существуют требования к охраняемой стоянке: минимальная площадка для стоянки автодома – 6х10 м и 10х10 м – для тягача и прицепа, наличие водопровода – 1-2 точки на улице для набора воды, возможность подключить каждое место на стоянке к электрической розетке, специальное место для слива грязной воды и отдельное место для слива капсулы биотуалета. Желательно наличие отдельного хозяйственного помещения с душем, кухней и стиральной машиной. И обязательна продажа любой туристической информации у администрации.
Если рассматривать огромную армию автотуристов на обычных машинах, для них в этом случае нужны специальные небольшие кемпинговые домики для ночлега.
Но это все даже не планы. Развитие туризма в Татарстане – одна из задач перед предстоящими играми Универсиады. Вот только автомобилистов и караванеров в планах нет. «В Татарстане есть стандартные маршруты – Казань–Раифа, Казань–Свияжск, в летнее время до Свияжска организуем и водный транспорт, – говорит Эльвира Сафарова. – Булгар, Билярск, Елабуга – эти города первые в списке интересов туристов, приезжающих в Татарстан. Маршруты можно скомбинировать самые разные. А что касается автотуристов, то у нас они передвигаются на личном транспорте. По крайней мере, в Казани у нас нет самих жилых трейлеров. Проблемы для развития автопутешествий самые простые – для начала надо сделать хорошие дороги. Карты нужны, маршруты со стоянками, местами для питания, сна. Естественно, должен быть развит страховой бизнес, связанный с переездами. Мы пока об этом даже и не думаем. Здесь, безусловно, нужна заинтересованность государства, возможно, даже специальная программа финансирования для развития этого вида бизнеса».
Ну, на нет, как говорится, и суда нет. Но будем надеяться, что приближающаяся Универсиада заставит наши власти задуматься о привлечении инвестиций в такую недорогую, но многообещающую отрасль, как кемперный туризм.
Подготовлено с использованием материалов Аvtotravel.com; Нymer.ru; Сaravaners.ru.