Интересный метод борьбы с ДТП среди водителей автобусов нашли в казанском комитете по транспорту. Водители после аварий проходят психологическую реабилитацию в медицинском центре. Сотрудники комитета по транспорту уверяют, что количество аварий, связанных с автобусами, постепенно снижается.
Занятия с водителями проводятся в Центре семейной медицины и психологии. Каждую пятницу туда приходят те, кто после аварии стал чувствовать себя не совсем уверенно. За 3 часа психологической разгрузки водители получают возможность ощутить себя по-другому, попробовать примерить на себя другую роль, например, пассажира.
«Во время нашего тренинга у водителей повышается мотивация к безаварийному вождению, – говорит директор Центра семейной медицины и психологии Эльвира Валиуллина. – Они начинают осознавать, что не просто ведут большую машину, но отвечают за жизнь и здоровье большого числа людей. Методика – это наше ноу-хау, ее разработали казанские психологи. Работа по ней ведется уже с декабря прошлого года. Результаты есть, и это видно по сводкам – аварийность в среде прошедших тренировку водителей заметно снижается».
Занятия с попавшими в ДТП водителями – первый этап работы. В дальнейшем через Центр семейной медицины и психологии пройдут все водители автобусов, а также кондукторы. По словам начальника организационно-аналитического отдела комитета по транспорту Наиля Исхакова, водители ходят на занятия с удовольствием и отмечают, что окунаются в совершенно иную атмосферу, отдыхают от привычного хода мыслей. Стрессовое состояние при этом как бы «рассасывается».
«В том, чтобы обратиться к психологам, нет ничего неприличного, – говорит Наиль Исхаков. – Идут же люди к врачу, когда зуб болит. И тут то же самое – происходит реабилитация, люди находят выход из подавленного, напряженного состояния».
По данным статистики, которую внимательно изучают сотрудники комитета по транспорту, те водители, которые прошли психологические тренинги, практически не попадают в аварии. Это дает надежду на то, что в Казани количество ДТП с автобусами постепенно сойдет на нет, а водители автобусов будут больше заботиться о пассажирах, перестанут допускать падения и травмы.
«Мы начали эту практику для того, чтобы повысить безопасность пассажирских перевозок, – поясняет начальник отдела транспортной политики комитета по транспорту Казани Анзор Парцвания. – И статистика в этом плане очень показательна. Водители начинают более адекватно реагировать на дорожную ситуацию, более уважительно относятся к пассажирам. Каждую неделю к психологам отправляются 10-15 человек. Я разговаривал с водителями после занятий. Они относятся ко всему происходящему там очень положительно».
По данным ГИБДД МВД России, ошибки, связанные с человеческим фактором, присутствуют примерно в 80% дорожно-транспортных происшествий. Однако при этом проблема безопасности дорожного движения рассматривалась главным образом как дисциплинарная, т.е. решаемая путем ужесточения санкций. Однако как международный опыт, так и практика применения российского законодательства выявили его несостоятельность.
Вполне возможно, что казанский положительный опыт будет распространен и на другие города Татарстана и России, особенно если эффект от него будет держаться достаточно долго.
«Определенный эффект от таких трехчасовых занятий, безусловно, присутствует, – говорит кандидат философских наук, преподаватель тренинг-центра КГУ Анна Павлова. – Вот только держится эффект обычно не дольше трех недель. Если человек находится в состоянии тревоги, то он может допустить ошибку повторно. Так что для стойкого эффекта занятия должны быть достаточно регулярными. Конечно, есть такие психотехники, которыми можно заниматься и дома, только я не думаю, что водители автобусов будут это делать. Вообще, психику человека можно сравнить с деревом – если выросло криво, то можно исправить. Вот только усилий по исправлению потребуется столько, сколько было затрачено и на «искривление», то есть очень много».
Добавим, что за эти три часа водители платят сами. Стоит все это «удовольствие» одну тысячу рублей. Прошедшим тренинг вручается сертификат.