В настоящий дефицит превратилась обыкновенная питьевая вода в селе Песчаные Ковали Лаишевского района республики. Всего в десяти километрах от татарстанской столицы к привозным цистернам по утрам выстраиваются громадные очереди. И самое удивительное, что такое благо цивилизации, как водопровод, вовсе не обошло сельчан стороной. Просто в одну морозную зимнюю ночь содержимое труб... замёрзло. А отогреть смогли далеко не всю сеть коммуникаций.
«Да всё потому, что к центральной водопроводной трубе многие дома в Песчаных Ковалях в своё время подключали дилетантским способом, без разрешения! – уверен генеральный директор ООО «Лаишевский коммунальный сервис» Владимир Старостин. – По ГОСТу глубина залегания водопроводных труб в нашей полосе должна составлять не менее 2 м 20 см. Фактически же люди, делая врезки, часто оставляли свои трубы на полутораметровой глубине!»
Долгое время никаких проблем не возникало. Суровая зима в нашем регионе, как известно, гость в последнее время нечастый. Но вот ударили морозы, и почва промерзла почти на два метра...
«Утром 7 февраля вода просто перестала бежать из крана, – вспоминает житель улицы Молодежной Алексей Гусев. – В комсервисе сказали: замерзла труба, идущая от центральной трубы в дом. Отогревать посоветовали так. Засунуть внутрь шланг и заливать в него кипяток – мол, потихоньку труба должна полностью отогреться. Отогревом я занимался две недели. В погреб залезал с утра и работал до самого вечера. Жена мне подавала горячую воду, которую я накануне привозил из города. А потом оказалось, что дело не в моей, а в центральной трубе. Воды не было и там».
Выяснилось это так. Хозяева домов, расположенных ниже по Молодежной, провели манипуляции, рекомендованные им комсервисом, а потом отсоединили от основной магистрали свои трубы (благо, колодцы у них имелись), но вода так и не пошла. После этого вновь пожаловались коммунальщикам. Тогда попытались отогреть центральную трубу.
«Там была грязевая пробка – из трубы полдня бежала грязь, – описывает увиденное Гусев. – Дома четыре таким образом отогрелись – появилась вода. А про остальных, тех, кто живёт выше по улице, опять забыли! Мол, бригада занята другими сельчанами – не одних нас надо отогреть!»
«Такая проблема в этом году действительно возникла у многих, – соглашается Владимир Старостин. – А на Молодежной мы уже сделали всё возможное. Там сейчас выше по улице получился своего рода тупик – вода уже не может циркулировать. Даже если мы им трубы отогреем, они завтра опять промерзнут...»
Проблема касается не только жителей Молодежной. Без централизованного водоснабжения, уверяет Алексей, остались десятки домов в селе. И жильцам, оказавшимся в тупике и в прямом и в переносном смысле, коммунальщики теперь советуют терпеть то ли до конца весны, то ли до начала лета. Мол, к этому времени все трубы точно отогреются – никуда не денутся. Словом, тысячелетия развития человеческой цивилизации так ни к чему и не привели: человек, по крайней мере из села Песчаные Ковали, по-прежнему зависит от всемогущих сил природы. А еще от поставок воды.
«Вы бы видели, какие очереди тут выстраиваются в пять утра у привозных цистерн – как в блокадном Ленинграде! – рассказывает Гусев. – Пригоняют пожарную машину с технической водой, на следующий день – с питьевой. Старенький зилок с бочкой. Но еще неизвестно, можно ли воду оттуда пить... Справок никаких нет, бочка ржавая».
«Стали привозную воду брать – у дочери желудок разболелся!» – к слову, пожаловалась корреспонденту 116metrov.ru соседка Гусева Дания Зарипова. И это при том, что к плохой воде жители Песчаных Ковалей вроде бы уже привыкли. Зарипова, которая сейчас ходит за водой к соседям, прежде чем готовить или кипятить, отстаивает её в трехлитровых банках. Через несколько часов на дне каждой ёмкости образуется мутно-коричневый осадок.
«Да нашу воду можно вместо краски продавать! – возмущается другой житель села Фарит Шамгунов. – От неё Шварценеггер через неделю загнётся!»
И тем не менее на Шамгунова сейчас многие односельчане смотрят с завистью. Участок трубопровода возле его дома отогрели: вода – какая-никакая – есть. А вот Гусеву приходится каждый день ездить в город. Хорошо, хоть машина имеется.
Кстати, несмотря на все свои мытарства, Гусевы, как уверяют в Лаишевском комсервисе, всё равно должны каждый месяц платить за воду. Правда, уже по другому, пониженному, тарифу – как за пользование колонкой, успокаивает Владимир Старостин. Ведь воду сельчанам теперь доставляют в цистернах. Да и колонка в Песчаных Ковалях есть – на другом конце села. Но такое объяснение Гусева не устраивает.
«А я-то за что платить должен?! – возмущается Алексей. – Ни колонкой, ни привозной водой в цистернах не пользуюсь. Воду вожу сам, из города. Около ста литров ежедневно. Захожу с баллонами к друзьям, знакомым, маме. Которая, между прочим, платит по счетчику. Жену с дочками вожу на работу – в душе помыться...»