Перспективы панельного строительства в Татарстане оказались в центре жарких споров. Напомним, в республике возведение жилья из трехслойных панелей находится под запретом с 2010 года. Однако для домов, которые начали строить до дня икс, всё-таки сделали исключение. А где одно исключение, там и другие. На днях пересмотреть свое отношение к части «трехслоек» попросил татарстанского премьера исполнительный директор Государственного жилищного фонда при президенте РТ Талгат Абдуллин.
На видеоконференции в кабмине РТ г-н Абдуллин сообщил, что из-за запрета на «трехслойку» страдают интересы заводов в Набережных Челнах и Нижнекамске. Эти предприятия выпускают панели соответственно 83 и 84 серий. Причем с применением панелей первой из обозначенных серий, по словам исполнительного директора ГЖФ, построена половина всего жилья в Автограде. А 84 серию, которая по параметрам близка к 83, Талгат Абдуллин вообще назвал «одной из лучших серий панельного домостроения, которые были разработаны в свое время в Советском Союзе».
Сейчас эти панели попали под запрет. Между тем, по словам главы фонда, соципотечные дома в Казани оказались в центре скандала из-за применения в них панелей другой серии.
«Зачем закрывать (производство. – Прим. авт.) в Челнах и Нижнекамске? Мы там остановимся, закроем заводы на полную реконструкцию – нет такой возможности! Это надо все формы сейчас поменять, срезать всё, сделать панель другую совершенно, новые технологии применить! В один день такое не делается! Это всё закладывается на долгие перспективы. Поэтому, если есть такое желание поменять, я думаю, что министерство строительства должно определиться с этапами (панельной реформы. – Прим. авт.)», – резюмировал Талгат Абдуллин.
По словам исполнительного директора ГЖФ, желательно приостановить действие запрета на трехслойную панель в Набережных Челнах и Нижнекамске. «Там у нас трехслойная панель не вызывает никаких проблем. Если у кого-то она сомнения вызывает, то должны быть точные технические расчеты. Потому что нам говорят «не проходит», а что именно не проходит, не говорят! А воевать с тем, чего не знаешь, тяжело... Если есть расчеты, нужна техническая документация...»
Кроме того, по мнению Талгата Абдуллина, доработка уже возведенных панельных домов с учетом новых требований в отдельных случаях может влететь в копеечку. В частности, досталось технологии «вентилируемого фасада»: «Это все равно что на шубу пальто вешать!Я считаю, Рустам Нургалеевич, что это ненужные расходы».
Однако премьер-министр РТ Рустам Минниханов был непреклонен: «Все эти дома панельные через пять-десять лет превратятся в трущобы наших городов». Будущий президент поставил в пример один из елабужских панельных домов. Удорожание при переделке было незначительным, но дом, по словам г-на Минниханова, стал «совершенно другой».
«Тебе нравятся эти дома панельные? – по-свойски обратился премьер-министр к Талгату Абдуллину. – Давай переедем с тобой в этот дом...»
«Но я жил в таком доме в Набережных Челнах...»
«Я знаю, где ты живешь, и ты знаешь, где я живу. Переедешь в этот дом и будешь жить. Будет тебе нравиться или нет? Я думаю, что надо как-то идти на шаг вперед. Мы же всё равно к этому вернемся. Да, эти дома пока удовлетворяют (очевидно, общим требованиям к жилью. – Прим. авт.), затраты будут большие, но! Мы договорились, что мы эстетически красивые дома будем строить...»
«Постановление правительства вышло в прошлом году! – внес свою лепту и глава республиканского минстроя Марат Хуснуллин. – Мы об этом говорили, было шесть месяцев практически для перестройки... Сейчас, когда подошло время, начались эти споры!»
«К сожалению, не у всех были деньги, чтобы модернизацию провести, – несколько смягчился Рустам Минниханов. – Сейчас мы можем сколько угодно спорить. Поэтому давайте примем решение. Отдельно мы этот вопрос у меня обсудим. Во всяком случае эти панельные дома в той форме, в которой они сегодня есть, эстетически очень неприглядные... Нам Универсиаду принимать – вот как мимо этих панельных домов ездить?! Все равно мы с этим согласиться не можем, нам надо что-то с этими домами делать. И вы хотите, чтобы их построили, а через пять лет чтобы снова на них собирали деньги? Два раза делать – это будет дорого и неудобно!»