200 миллионов рублей – примерно таков на сегодня размер компенсационного фонда, созданного саморегулируемой организацией татарстанских строителей. Из этой суммы, положенной под проценты в банке, будет возмещаться ущерб – в том случае, например, если стены в квартирах возведенной членом СРО новостройки покроются плесенью или сетью трещин.
Что первая, что вторая из неприятностей по нынешним временам, согласитесь, не такая уж большая редкость. Впрочем, обязать строительную компанию возместить ущерб может только суд, а деньги из компенсационного фонда СРО на эти цели будут выделяться лишь в крайних случаях, пояснил президент регионального некоммерческого партнерства «Содружество строителей Республики Татарстан» Рим Халитов. А именно тогда, когда собственных средств фирмы и её страховки не хватает для погашения причиненного ущерба.
Кстати, деньги в компенсационный фонд необходимо будет вернуть. В течение двух месяцев. Если речь идет о действительно крупной сумме, срок не такой уж большой. А посему пока членство в СРО для строительных организаций – это только дополнительные затраты и весьма смутные выгоды.
Например, в саморегулируемой организации, которую возглавляет Рим Халитов, расценки таковы. Плата в компенсационный фонд – 300 тысяч рублей плюс обязательное страхование.
Вступительный взнос – еще 75 тысяч. Плюс ежегодные членские взносы с градацией в зависимости от величины предприятия.
«Размеры членских взносов пересмотрим, – пообещал г-н Халитов. – Считаю, что для малых организаций они все же великоваты».
Так или иначе, СРО для строителей получается «удовольствием» не из дешевых. Причем вопрос вступать или не вступать в саморегулируемую организацию просто не стоит. Все строительные лицензии с начала этого года аннулированы.
Президент Содружества строителей РТ заверил, что СРО не торопит никого с уплатой взносов: «Денег нет – мы подождем». С другой стороны, и торопить нынче никого уже не надо. Потому что «они работать не смогут, пока не получат свидетельства о допуске. А свидетельства мы не выдаем, пока не уплатят в компенсационный фонд и вступительный взнос». В общем, замкнутый круг...
Правда, полторы недели назад глава правительства Рустам Минниханов уже настоятельно рекомендовал Риму Халитову упростить процедуру вступления в СРО – по крайней мере для тех строительных компаний, которые предполагается использовать в программе капремонта-2010. Напомним, на конец января из 454 организаций, участвовавших в прошлогодней программе капитального ремонта жилья, – а муниципальные районы планируют в основном привлекать тех же самых подрядчиков – только 153 являлись членами саморегулируемой организации.
Так что партнерство в СРО выглядит пока – по крайней мере чисто внешне – каким-то обоюдно вынужденным. Отсев, конечно, есть, но не очень большой.
Документы 89 организаций возвращены на доработку, еще16 организациям отказано в членстве вовсе. Причины отказа, по словам Рима Халитова, чаще всего заключаются в том, что строительные компании состоят от силы из нескольких человек и не нацелены на серьезную работу на строительном рынке: «Муж – директор, жена – бухгалтер, ничего за душой не имеют, даже в компенсационный фонд платить не могут!»
К слову, в случае отказа, просветил г-н Халитов, компания не имеет права в течение трех лет вступать даже в другую СРО. По крайней мере под той же самой вывеской.
Любопытно, что всего, по словам заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Андрея Ясько, в Татарстане до 2010 года было выдано около 5 тысяч лицензий на строительство. Реально же, уверен чиновник, на рынке работали лишь порядка тысячи компаний. Остальные брали лицензии на непрофильную деятельность «про запас, на всякий случай...»
Этой же цифры – тысяча реально работающих строительных компаний – придерживается и Рим Халитов: «Тысяча – никаких сомнений нет. Очень большая армия строителей. На март будет около 700 организаций, которые получили свидетельства».
Впрочем, г-н Халитов имел в виду только свою СРО. Однако на рынке могут быть созданы и другие саморегулирумые организации строителей. Закон, по словам г-на Ясько, этого не запрещает.