Страховые компании добились своего – Совет Федерации одобрил поправку к закону об ОСАГО, согласно которой страховые компании имеют право определять степень износа комплектующих деталей автомобиля. Если раньше водители могли получить по страховке деньги за реальную стоимость ремонта, то теперь «не меньше 20 процентов».
Суть поправки в том, что теперь при определении размера подлежащих возмещению убытков необходимо учитывать износ заменяемых при восстановительном ремонте деталей, узлов и агрегатов. Но при этом на них не может начисляться износ свыше 80% их стоимости. Как пояснил председатель комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев, учет износа введен после ряда судебных решений, обязывавших автостраховщиков оплачивать ремонт старого автомобиля как нового. По мнению наших «законотворцев», владельцы старых машин в таких случаях получают необоснованную прибыль.
«В законе «Об ОСАГО» действительно не было прямого указания на то, что выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа, однако все страховые компании практиковали выплаты именно с таким учетом, – считает генеральный директор ООО «СБ "ЧерновЪ и Партнеры"» Александр Чернов. – Судебная практика сложилась противоречивая: Верховный суд РФ выступал за выплату с учетом износа, а Высший арбитражный суд – без учета износа. Таким образом, в отношении автовладельцев – физических лиц поправки в закон – не более чем констатация факта».
Заметим, что в последнее время противостояние страховщиков и владельцев машин заметно усилилось. Суды буквально завалены исками автолюбителей.
«К нам в прошлом году поступило около 800 исков, – говорит пресс-секретарь Вахитовского районного суда Казани Елена Коваль. – Из рассмотренных 500 отказали только 20. То есть процент удовлетворенных исков очень высок».
Автомобилисты недоумевают. Получается, что выгоднее страховать машину добровольно – по каско. Но без ОСАГО на дорогу нельзя! Получается – страховщики изобрели еще один способ принудительного отъема денег у автомобилистов? В страховых компаниях так не считают.
«Если у вас старая машина, то мы подсчитываем ее износ и соответственно оплачиваем стоимость, – объясняет сотрудник Росгосстраха, представившийся Маратом. – То есть рассматривается машина, понимаете, а не новая деталь, которую вы приобрели в магазине. У вас есть полное право покупать то, что вам больше нравится. Но страховая не обязана обновлять вам машину. Не нравится, покупайте старые детали!»
«Задача оценщика – объективно и точно рассчитать сумму, необходимую для ремонта автомобиля, – со своей стороны глядит на проблему оценщик, индивидуальный предприниматель Марат Галеев. – Методик оценки много, но в отчете об оценке всегда можно найти две суммы: стоимость ремонта с учетом износа и без учета износа. Страховщики, суды, другие лица, которые выступают заказчиками отчета об оценке, самостоятельно решают, какую из указанных сумм выбрать».
«Не платить любой ценой – вот и весь смысл принятой поправки, – говорит водитель не новой уже Toyota Corolla Владимир Смирнов. – Чем больше обдерут водителя, тем больше денег положат в карман владельцы этого «лохотрона». Правительство о нас очень хорошо позаботилось – аж одну пятую часть суммы, которую владелец машины будет вынужден потратить на ремонт, все-таки должны компенсировать. Видимо, на этом месте народ должен аплодировать».
Возмущение людей можно понять: пошлины подняли, цены выросли, ставки, страховка, да все буквально растет как на дрожжах, и вот очередной «подарок» – заменяй изношенную деталь изношенной. Так зачем нужна такая «страховка»?
«Дело в том, что страховщики теперь обязаны учитывать износ деталей, подлежащих замене, в то время как раньше имели все возможности посчитать их по возрасту автомобиля соответственно с выгодой для себя, – высказал свое мнение аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов. – Теперь же законодатели ограничили аппетиты страховщиков, стремящихся оптимизировать выплаты по таким случаям, запретив им начислять износ на «свежие» детали более 80%. То есть по большому счету инициатива направлена на поддержку автомобилистов, которые и так в большинстве случаев не могут получить адекватного ущербу возмещения. Полную стоимость тут никак закон не ограничивает, ее и так невозможно было получить с учетом того, что детали машины в любом случае будут хоть с небольшим, но износом. Поэтому стоимость возмещения будет ближе к сумме реального ущерба автовладельца в случае ДТП».