Соляная каша на дорогах стала повсеместным привычным явлением. Только в глубинке еще можно увидеть естественные, ледяные дороги. При небольшой плотности автомобилей еще куда ни шло – даже если занесет, банально влетишь в сугроб и после некоторых усилий продолжишь движение. В городе же такие «выкрутасы» на льду приведут к полной остановке движения. Вот и сыпят дорожные службы противогололедные средства под колеса машин и подошвы пешеходов.
Если провести опрос среди населения, то, как показывает опыт, мнения разделятся ровно на две части. Кто-то будет утверждать, что песчаносоляная смесь позволяет избежать аварий и травм, а кто-то обратит внимание на то, что соль разъедает металл автомобиля и портит обувь. Приходится признать, что проблема эта, действительно, палка о двух концах.
Исследования показали, что брызги концентрированных соляных растворов ускоряют процесс образования ржавчины в пять раз. И даже антикоррозионная защита замедляет его только в два раза. Мало того, соль разъедает все: корродируют бетонные части мостов и ограждений, а скорость износа проезжей части увеличивается как минимум в два раза. Пешеходам тоже не сладко, кстати, срок ношения обуви сокращается в два-три раза.
В Казани с гололедом в основном борются при помощи пескосоляной смеси, ее заготовили уже 140 тысяч тонн. Как говорят дорожники, такого количества должно хватить до весны.
«Это, конечно, отсталый метод, – признает заместитель начальника пресс-службы мэрии Казани Лаззат Хайдаров. – Но зато он самый дешевый. Да и не опасный для людей, машин и дорожного покрытия».
Казань «засыпают» 18 подрядных организаций, 500 специальных машин, 200 самосвалов.
«Вообще, соль не токсичная и для людей безопасна, хотя у некоторых и может вызвать аллергию, но это лучше, чем подскользнуться и сломать ногу, – говорит профессор КГУ Герман Будников. – Хлористый кальций и песок как механическая составляющая – вот и весь состав. Другой вопрос, что эта смесь, попадая на поддон автомобиля, будет вызывать коррозию деталей. Избежать быстрого износа можно, но для этого надо потрудиться. Обувь нужно покрыть водоотталкивающей смазкой, днище автомобиля – специальным составом».
Что же делать?
«Избежать коррозии автомобиля от соли не получится, – заявил специалист по антикоррозийной обработке Динар Каримов. – Но при покупке покрыть антикором днище, крылья и полости все равно надо. Срок его службы рассчитан на 5 лет, поэтому еще нужна ежегодная профилактика».
Конечно, новые иномарки после покупки редко нуждаются в дополнительной защите. Тем не менее поинтересуйтесь в автосалоне, что там нанесено снизу? Новые отечественные машины лучше защищать сразу и полностью, как говорится, «не взирая». Вредные факторы, стимулирующие коррозию, буквально «летают в воздухе».
Если скрытые полости кузова обработаны на заводе, к руководству по эксплуатации обычно прикладывают паспорт со схемой защиты и гарантией. Но все равно показаться «врачу» надо: ржавеют даже оцинкованные кузова, хотя и медленнее.
В скрытых полостях коррозия незаметна и поэтому наиболее опасна. Во время эксплуатации в сварных швах кузова возникают микротрещины, снижающие плотность прилегания деталей и разрушающие нанесенную защитную пленку. Когда ржавчина появляется на наружных поверхностях, процесс уже необратим.
Что конкретно советуют специалисты? Заняться обработкой и в первую очередь подготовить поверхность. Все обрабатываемые места необходимо тщательно очистить от грязи, ржавчины и всякого рода жиров. Только на чистой и обезжиренной поверхности сцепление антикоррозионных материалов с поверхностью будет хорошим.
Промыть обрабатываемые полости и поверхности лучше всего струей воды под давлением, желательно с применением моющих средств. Затем все следует тщательно просушить и избавиться от остатков воды. Сжатый воздух вам поможет сделать это быстро.
Если краска отслаивается, то ее надо удалить и зачистить поверхность щеткой до металла. Выполнив зачистные работы, поверхности надо обезжирить уайт-спиритом. Следующий этап – нанесение преобразователя ржавчины. Как всегда, перед употреблением взбалтываем и широкой кистью наносим на голый металл. Далее – по инструкции.
Следующим этапом на обработанные преобразователем поверхности и полости наносят акриловый грунт. Можно кистью, можно компрессором. Главное – не допустить непрокраса. И вот на уже загрунтованные и просушенные места можно наносить мастику и другие антикоррозийные составы.
Наиболее технологичны битумные мастики. Они отлично противостоят действию влаги и соли. Правда, не очень стойки к воздействию песка и щебня, а также имеют низкую морозостойкость. При морозах покрытие из мастики становится хрупким, и достаточно удара маленького камешка, чтобы откололся кусочек. Поэтому специалисты рекомендуют еще нанести слой «антигравия».
Для защиты внутренних полостей (двери, пороги, лонжероны, карманы) используют жидкие антикоррозийные составы. Обычно «Мовиль» или «Мовин». Он интересен тем, что его можно наносить на поверхности, которые затронуты коррозией. Это важно, так как далеко не всегда удается очистить внутренние поверхности коробчатых конструкций от ржавчины.
Для равномерного нанесения препарата нужно создать давление 4-6 атмосфер. А без компрессора такое давление не осилить. Поэтому совет: обратитесь лучше в сервис.
И еще: профилактика дешевле лечения. Легче исправить маленькое пятнышко ржавчины, чем чистить и заново покрывать все днище. А лучшее средство для машины – такое же, как и для человека: душ! То есть регулярная мойка и сушка, а еще осмотр на эстакаде.
С Новым годом и удачи на дорогах.