Казанское речное пассажирское пароходство всерьез намерено заменить старые тихоходные теплоходы на местных и междугородних маршрутах современными скоростными судами. По замыслу казанцев, для этого необходимо объединить усилия пяти регионов Приволжского округа. Идея простая: река должна работать.
На прошедшей недавно коллегии минтранса руководитель казанского пассажирского пароходства Александр Бабурин поделился своими планами по развитию речного сообщения. Он предложил сократить время пребывания пассажира в дороге, увеличив тем самым уровень комфортности поездки. Для решения этого вопроса понадобятся соответственно новые скоростные средства передвижения, эскизы которых уже есть в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» – известнейшем конструкторском бюро в Нижнем Новгороде.
«Средний возраст наших судов составляет 35 лет, и почти все они полностью отслужили свои нормативные сроки, – говорит Александр Бабурин. – При этом количество пассажиров сократилось втрое. И это не потому, что населенные пункты обезлюдели, а потому, что люди стали ценить свое время, стали выбирать более скоростные маршруты. Поэтому нам нельзя продолжать заниматься ремонтом и реконструкцией давно устаревшей техники, надо внедрять совершенно новые технологии».
В частности, Бабурин предложил, объединив усилия пяти крупнейших портов Средней Волги, заказать проектирование и изготовление 15 быстроходных судов средней вместимости на подводных крыльях. Для создания конечного проекта потребуется 6-7 миллионов рублей. А вот изготовление серии поручат Зеленодольскому судостроительному заводу имени Горького. Глава казанского пассажирского пароходства надеется, что федеральные власти в преддверии Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи раскошелятся на такое благое дело.
«Самые передовые технологии – это, конечно, экранопланы, но такие машины безумно дороги, – говорит Александр Михайлович. – Мы приобрели для ближайших от города маршрутов скоростное судно с малой осадкой «Луч». Зеленодольские глиссирующие А-45 не подходят нам по экономическим показателям: по расходу топлива «крылья», безусловно, выгоднее. В КБ Алексеева разрабатывают такое судно с рабочим пока названием «Олимп». Расчет идет на то, чтобы организовать на нем пассажирские перевозки в Сочи. Но мы надеемся, что получим судно первыми для обеспечения перевозок во время Универсиады. У нас судно на 45 человек и «временем подлета» полчаса-час будет наиболее оптимальным по загрузке и рентабельности. Ну а зеленодольцы, думаю, смогут выполнить заказ в кратчайшие сроки, все же Завод имени Горького – специализированное предприятие».
«"Метеоры", безусловно, устарели и морально, и по своим техническим характеристикам, – говорит начальник управления маркетинга судостроительной продукции Завода им. Горького Роман Бардин. – Мы давно пытаемся наладить взаимодействие с казанским пароходством. Только пока у них денег нет. Если федеральные власти помогут, и к Универсиаде они закажут нам изготовление судов – то мы только рады будем».
Осталось сказать, что сейчас казанские речники ведут переговоры с федеральными структурами, которые должны решить – будет ли развиваться Волга как транспортная артерия или так и захиреет без внимания речников-перевозчиков.