Непреодолимое препятствие для проведения текущего ремонта в обычной казанской хрущевке отыскала обслуживающая дом организация «РемЖилСтрой». Аж три злостных неплательщика из пятиэтажки задолжали за коммунальные услуги в общей сложности 79 тысяч рублей. Вопрос с нехорошими жильцами компания предлагает решить их соседям – на общем собрании собственников дома.
В довесок к ноябрьским счетам-фактурам все жители дома №186 по улице Декабристов получили прикрепленные степлером объявления следующего содержания (орфография и прочие особенности текста сохранены): «В вашем доме на сегодняшний день имеется огромная задолженность по оплате коммунальных услуг. Общая задолженность по дому состовляет 79 тыс. 009 руб. 26 коп., что не позволяет произвести в доме текущий ремонт. Доводим до Вашего сведения список злостных неплательщиков (Далее следуют номера квартир и фамилии с инициалами. – прим. авт.). Предлагаем обсудить данный вопрос на собрании собственников дома с приглашением задолженников. О времени и месте проведения собрания просим уведомить ООО «РемЖилСтрой», ул. Воровского д.17. Администрация ООО "РемЖилСтрой"».
Выглядит дом после сделанного в нём еще в 2008 году капитального ремонта не очень весело. Жильцы пожаловались корреспонденту 116metrov.ru, что ни подъезды, ни дорожку, идущую вдоль дома, после капремонта в божеский вид так и не привели: стены стоят облезлые, тропинка раскисает после каждого дождя. Единственное, что сделали подрядчики, – это зачем-то заложили кирпичной кладкой окна, выходящие на подъездные козырьки. Теперь вот, спустя год с лишним после капитального ремонта, выясняется, что текущий не дают сделать долги жильцов.
Увы, официальных комментариев в самом «РемЖилСтрое» корреспондент 116metrov.ru так и не получил. В организации сослались на отсутствие руководства. А жаль. Очень хотелось услышать о том, какого именно эффекта рассчитывают добиться в компании. Да и почему подобными вещами, кстати, занимается именно «РемЖилСервис»? Разве это не обязанность управляющей компании, в ведении которой находится дом? Эксперты в сфере ЖКХ, к которым корреспондент 116metrov.ru обратился за комментариями, подтвердили его догадки.
«Это называется: переложить с больной головы на здоровую, – возмущается член рабочей группы по вопросам реформирования системы ЖКХ Общественной палаты РТ Геннадий Сомов. – Собирать платежи с населения должна управляющая компания. Если там хотят провести собрание по вопросу задолженностей, пусть и выступят с инициативой, а жильцов проинформируют о месте и времени проведения. А вообще, у меня такое ощущение, что управляющие компании сбросили с себя всю ответственность и переложили ее на плечи собственников – хотя мы оплачиваем их труд. Способ борьбы с неплательщиками давно уже известен: надо предупредить их раз, второй, а на третий раз отключить электричество. Если мера не действует, а должник пытается подключиться самостоятельно – подавать в суд».
Генеральный директор юрцентра «Перспектива» Александр Милюхин считает, что налицо нарушение федерального закона «О персональных данных»: «Передача информации, содержащей такие сведения о персональных данных физического лица, как фамилия, имя, отчество, имущественное положение (в том числе кредиторская или дебиторская задолженности), третьим лицам (в частности, соседям) является незаконной – поскольку передача таких данных не является способом защиты нарушенных прав управляющей компании. Ответственность за совершение указанных действий предусмотрена статьей 13.11. кодекса РФ "Об административных правонарушениях"».
Г-н Милюхин пояснил, что управляющая компания, чьи интересы были нарушены в данном случае, могла подать на должников в суд. Ведь договор они заключали именно с ней, и это было бы законным способом защиты нарушенных прав. Но вместо этого в управляющей компании, судя по всему, попросту «сдали» должников обслуживающей организации, а та, в свою очередь, не придумала ничего лучше, как сообщить их адреса и имена остальным жильцам.
Впрочем, пресс-секретарь министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Елена Самохина большого «криминала» в объявлении не усматривает: «Скорее всего, обслуживающая организация пытается таким образом привлечь внимание жильцов к проблеме. Задолженность в 79 тысяч, конечно, может показаться небольшой суммой в масштабах дома, но всё относительно. К тому же наверняка у этой обслуживающей организации имеются неплательщики не в одном только доме по улице Декабристов. Общая сумма может оказаться уже существенным препятствием. Вы, наверное, в курсе, что всего за жилищно-коммунальные услуги татарстанцы задолжали около 2,5 млрд рублей. Если эти долги не будут погашены, то жителям республики грозит покупка энергоресурсов по повышенным, «коммерческим» расценкам. А это уже может привести к коллапсу».
Страшно. И всё-таки непонятно: почему именно жильцы, которые исправно оплачивают все жилищно-коммунальные услуги и у которых своих проблем наверняка выше крыши, должны увещевать – если, конечно, в «РемЖилСтрое» не ждут от них каких-то иных, более решительных действий – своих нерадивых соседей? Почему бы обслуживающей организации или управляющей компании просто не взыскать с должников эти деньги через суд?
«Суд – это, конечно, наиболее цивилизованный способ разрешения любых спорных ситуаций, – соглашается Елена Самохина. – Однако и более долгий. Вы же представляете, сколько времени может пройти с момента выноса судебного решения до его исполнения».