Вчера, 3 декабря, весь мир отметил День инвалида. Чуть больше года прошло с того момента, как возобновила свою работу автошкола для людей с ограниченными возможностями, действующая на базе Казанского комплексного центра подготовки кадров министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. За это время было выпущено пять групп водителей, две из которых обучились вождению автомобиля с ручным управлением.
Вообще история автошколы для инвалидов в Татарстане насчитывает 40 лет. В советское время инвалидам ВОВ автомобили с ручным управлением выдавались бесплатно. Люди с ограниченными возможностями могли рассчитывать на бесплатные мотоколяски, а специальные авто можно было купить со скидкой в 50%. Тем, кто состоял на учете в органах социального обеспечения на получение авто, предоставлялось право бесплатного обучения в автошколе. Деньги на это выделялись из местного бюджета.
«Тогда были в ходу еще трехколесные и тентованные мотоколяски, – вспоминает и.о. директора школы Алексей Тимофеев. – Обучение было бесплатным, и люди приезжали сюда как на отдых. Когда-то, еще до перестройки, у школы была своя гостиница, люди приезжали в нее на все время обучения. Мы и экскурсии по городу с ними проводили, и тематические вечера устраивали. Поэтому людям было интересно, нескучно, и естественно, что к процессу обучения они тоже подходили с энтузиазмом».
Как считает Алексей Леонидович, самое главное – возможность водить машину позволяет инвалиду вырваться из четырех стен. Человек перестает ощущать себя отрезанным от внешнего мира. Кроме того, в процессе обучения все курсанты группы знакомятся, общаются и после этого, бывает даже, празднуют свадьбы.
«Пока они дома сидят – никого и не видят, – улыбается руководитель школы. – Даже Интернет не может заменить живого разговора и общения. А у нас здесь люди не только учатся, но и общаются, причем атмосфера всегда бывает очень дружеская. Приезжают «за правами» из разных городов: Набережных Челнов, Зеленодольска, Верхнего Услона, Нижнекамска, Атни, Муслюмово. Даже из самых дальних районов порой добираются».
Первую группу на категорию с ручным управлением набрали еще в марте, причем с некоторым риском: тогда еще не было подтверждено разрешение. Приложение к лицензии пришло только в апреле. Однако и сейчас к школе есть вопросы у проверяющих. Дело в том, что по правилам такая организация, как школа для людей с ограниченными возможностями, должна быть оборудована специальными устройствами для перемещения инвалидов-колясочников. У школы нет пандусов, нет лифта на второй этаж. Колясочников приходится носить на руках. Ладно, родственники помогают.
«Если бы обучение не стоило так дорого (14,5 тысяч рублей. – прим. авт.), желающих было бы гораздо больше, – уверен Алексей Тимофеев. – Что такое группа из 18 человек? Капля в море. А мы ничего не можем сделать, потому что просто денег нет. Хватает на обслуживание, зарплату и коммунальные платежи. А вот на развитие не хватает. Инвалиды – люди бедные, тех, кто осиливает плату за обучение, очень мало. А с 1 декабря еще вступили в силу новые правила для автошкол».
Напомним, что в соответствии с новыми требованиями каждая автошкола должна иметь аппаратно-программные комплексы по определению стрессоустойчивости, темперамента, глазомера, памяти и психомоторики начинающего водителя. В учебных машинах обязательны системы видеофиксации. Ездить курсанты должны начинать не на каком-то заброшенном пустыре, а на специально оборудованном автодроме с перекрестком и светофорами, железнодорожным переездом и знаками. Если автошкола таким оборудованием не владеет, то лицензии ей не получить. Она, кстати, выдается сроком от одного года до трех.
«Этот аппарат стоит 190 тысяч рублей, ну и где я возьму такие деньги? – разводит руками директор школы. – Плюс теперь на каждой машине должен быть видеорегистратор, который стоит 50 тысяч. У нас есть 2 машины – стало быть, требуется 100 тысяч плюс устройство для переноса информации – 8 тысяч. Итого почти 300 тысяч рублей. А у меня пока было-то всего 2 группы. Как жить дальше, пока не знаю: как у госпредприятия у нас налоги максимальные и никаких скидок. То есть мы находимся в самом невыгодном положении. При этом инвалидами никто заниматься не хочет, ни одна автошкола. Для этого нужен хотя бы один переоборудованный под ручное управление автомобиль, тренажеры специальные и приложение к лицензии. Приходится снижать цены, чтобы увеличить поток желающих. Но сделав это, мы вообще лишимся прибыли. И получается так, что хоть и обеспечивает государство эти помещения, «удешевлять» нам ничего нельзя. Даже на прошедшем совещании директоров автошкол и ГИБДД было сказано, что для нормального развития автошколы цена за обучение должна быть 18-19 тысяч рублей».
Помощи от государства нет, но закрывать школу не выход. Зачем выдавать инвалидам машины, если некому и негде их обучать вождению? Сейчас директор школы занят «писательством» – пишет запросы куда только можно и надеется, что выход будет найден.
«Здорово за нас взялись, конечно, – говорит преподаватель школы Рашид Зиатдинов. – Теперь, чтобы получить лицензию, пуд соли надо съесть. Может быть, поможет объединение автошкол в федерацию. За все время работы я подготовил больше тысячи водителей. Инвалидов обучать, конечно, тяжелее, чем здоровых людей. Одной рукой надо сделать гораздо больше. И газ, и сцепление, и тормоз, если ног нет. А фигуры вождения, которые необходимо сдать во время экзамена, для всех едины. Отличаются разве что приемы вождения. Руль приходится перебирать, педали нажимать иногда по диагонали. Но большинство инвалидов целеустремленнее других. Для них машина – это ноги, новые возможности».
В регистрационном отделе МРЭО пояснили, что никаких ограничений в выдаче прав инвалидам нет. Как и все водители, они обязаны пройти медицинскую комиссию и сдавать экзамены. Единственно, в правах у них ставится отметка «с ручным управлением».
К сожалению, людей с ограниченными возможностями меньше не становится. Но сегодня очень редко можно увидеть в заметно выросшем потоке автомобилей хотя бы один с ручным управлением. Очевидно, что надо искать решение, помогать людям, спрашивать с чиновников, напоминать о проблеме в отделах социального обеспечения, отделения BOA. Тем более что появилась возможность включить проект в федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах».