Татарстанские строители вынуждены форсировать возведение жилья по программе социальной ипотеки. Согласно последним отчётам Государственным жилищным фондом при президенте Республики Татарстан (ГЖФ) введено с начала года около 343 тысяч квадратных метров жилья, что составляет примерно 43 процента от годовой программы. Оставшуюся часть – а это ни много ни мало 457 тысяч квадратных метров – придется подготовить к сдаче за какие-то полтора месяца.
В целом же республике, чтобы не сорвать годовое задание, необходимо ввести еще около 355 тысяч квадратных метров. То есть сдай строители соципотечных домов до нового года хотя бы эти площади, статистика будет смотреться уже не проигрышно.
Впрочем, «сдан» еще не значит «принят». В этом корреспондент 116metrov.ru убедился во время общения с жильцами четырехэтажного дома, построенного на улице Лесной, что в поселке Высокая Гора, по программе социальной ипотеки еще год назад.
«Большинство из нас заселилось в дом во время новогодних каникул. Но прописки никто так до сих пор не получил – в паспортном столе ссылаются на то, что дом не сдан! – жалуется жительница Ильсияр Сабирова. – Многие даже по социальной ипотеке до сих пор платить не начали. Хотя это, наверное, даже к лучшему. Мало ли как дело повернется?!»
«Дом сдан, но не принят, – поправляет жильцов представитель ГЖФ в Высокогорском районе Наиль Тагиров. – А принят он будет, как только заказчик сдаст всю необходимую документацию в Государственный жилищный фонд. Компания пообещала сделать это к новому году».
В общем, как говаривают в таких случаях в Одессе, «сдан» и «принят» – это две большие разницы. И если сдачу не сорвали – уже хорошо. Ингредиент же под названием «принят» из рецепта новогоднего отчета всегда можно исключить. Тем более когда имеются подозрения, что он вкус праздничного «блюда» может малость подпортить.
Трогательная деталь: ключи от долгожданных квартир жильцам вручали 31 декабря. Может быть, и штампики в паспорт будут проставлять в этот же день, но на год позже? Под бой кремлевских курантов и залпы бутылок с шампанским...
Обещанного, согласно народной мудрости, три года ждут. А тут, глядишь, появляются шансы решить проблему всего лишь за год. Хотя как знать, как знать... Жильцы нижних этажей в доме уже начали жаловаться на сырость: домой заходишь как в парилку, на стенах плесень растёт. Подрядчики напортачили?
«Дом уже приняла управляющая компания. Жильцы могут обратиться туда, – подсказывает Наиль Тагиров. – А жилищная организация в свою очередь может выставить претензию подрядчику. Здание находится на гарантийном сроке. Пять лет».
Судя по всему, мы уже во всём разобрались. Подведем итог. Принимают каждый новый дом жилищники и жильцы. Последние, видимо, в силу того, что не имеют особого выбора. А республика за сданные в срок дома получает благодарность «сверху». Вот только примет она сданный дом сразу или спустя месяцы и годы – зависит уже от качества работы подрядчика.
Думается, те же самые проблемы будут ждать новосёлов домов, построенных по программе социальной ипотеки, и в следующем году. Потому как сдать такое количество жилья на «отлично» за полтора месяца очень сложно. А по правде говоря, и вовсе невозможно. Лишь бы просто сдать.
Между тем на финишной прямой препятствия начинают возникать буквально одно за другим. Хотя на самом деле ничего экстраординарного. Другое дело, что сроки на устранение препон теперь поджимают, да еще как.
В общей сложности 1260 квартир в четырех муниципальных образованиях (Набережные Челны, Бугульминский, Елабужский и Камско-Устьинский районы) может быть не сдано в срок из-за перебоев с финансированием. Еще в четырех муниципальных образованиях задерживаются поставки строительных материалов. Там речь идет о 1165 квартирах, сообщает пресс-служба министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ.
Еще одна проблема – инженерные сети. Точнее, их отсутствие. Объекты сдаются, а коммуникации подводятся к ним с запозданием. Проблема выявлена в двух самых крупных городах республики – Казани и Набережных Челнах, а также в Камско-Устьинском и Лениногорском районах Татарстана.