Всемирно известный ресторан быстрого питания заработал «взыскание» со стороны министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. Компания так и не предоставила информацию в территориальный страховой фонд документации (ТСФД) – специально созданное в МЧС РТ на случай чрезвычайных ситуаций резервное «хранилище» данных.
«Чтобы оценить значение страхового фонда, достаточно вспомнить аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, – уверен заместитель министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ Николай Суржко. – Эффективность работы спасателей, их собственная безопасность и жизни тех, кто находится под завалами, во многом зависят от того, имеют ли сотрудники экстренных служб представление о несущих конструкциях и коммуникациях разрушенного объекта или действуют вслепую, наобум.
По словам заместителя главы МЧС РТ, территориальный страховой фонд документации создан именно для того, чтобы спасатели имели максимум сведений об объекте, на котором им придется работать. И это вовсе не прихоть отдельно взятого ведомства. Принятое весной 2006 года постановление кабмина РТ N 173 «О развитии территориального страхового фонда документации Республики Татарстан на опасные объекты, объекты систем жизнеобеспечения населения и объекты с массовым пребыванием людей» по сути конкретизировало предельно общие положения федерального и республиканского законодательств о защите населения от негативных последствий чрезвычайных ситуаций.
Планы сооружений и коммуникаций, которые приносят в фонд, очень часто представляют собой огромные, свернутые рулонами листы выцветшей бумаги.
«Если эту документацию не перевести в ближайшее время в цифровой формат, она попросту рассыплется, – объясняет Николай Суржко, разворачивая первый же взятый с полки план коммуникаций. – А мы с помощью сканеров переводим всю информацию в цифровой формат, подчищаем загрязненные участки. Еще и самой организации потом диск со всеми данными отдаём. Им же удобнее!»
Вот только удобство это, судя по всему, оценили не все. Даже сейчас, когда с момента создания фонда прошло три с половиной года, имеются злостные «должники», никак не реагирующие на запросы МЧС.
Одним из таких должников, как выяснилось, оказался Макдоналдс. А именно – четыре казанских ресторана этой сети, расположенные на улицах Ямашева, Зорге, Баумана и Саид-Галеева. Кроме того, в черный список МЧС РТ попали рынок «Даурия», торговый центр «Новинка», ресторан «Танго», гостиница «Волга» и Гранд-отель «Казань». С полной версией списка можно ознакомиться здесь (doc-файл, 69 Кбайт).
Черный список в МЧС РТ решили сделать общественным достоянием. Как пояснил корреспонденту 116.ru Николай Суржко, мера эта вынужденная и применяется исключительно потому, что спасательное ведомство исчерпало уже все другие допустимые законом методы воздействия.
«И письма отсылали, и совещания проводили, и даже привлекали к административной ответственности, – посетовал заместитель главы МЧС Татарстана. – Однако складывается впечатление, что нас просто не хотят слышать. Кто-то, правда, объясняет свою позицию временными трудностями, но временные трудности не могут продолжаться несколько лет! Обнародование списков – это мера морального воздействия. Может быть, общественное мнение поможет компаниям пересмотреть свое поведение?»
Штрафы не помогут точно. По словам Николая Суржко, с организации можно взыскать до 50 тысяч рублей. Понятное дело, когда речь идет о крупных компаниях, этой суммой вряд ли кого-нибудь напугаешь.
И все-таки, чем продиктовано нежелание компаний предоставлять информацию в страховой фонд? Может быть, там просто не верят в то, что с их объектами может что-то случиться? Понятное дело, люди устроены так, что о плохом думать не хочется.
«Мы, спасатели, всегда вынуждены рассчитывать на наихудший из возможных сценариев развития событий», – возражает на это заместитель главы МЧС РТ.
Увы, узнать мнение самих компаний по этому поводу корреспонденту 116.ru так и не удалось. Зайдя на официальный сайт Макдоналдс в России, он воспользовался инструкциями для прессы и отправил письмо, рассчитывая, что оно, как заверяют на сайте, «будет прочитано в кратчайшие сроки». Вот только, увы, это заверение, видимо, не гарантирует быстрого ответа.