В начале октября цены на бензин в России немного снизились. В Татарстане же они после сентябрьского повышения не снижаются. Аналитики говорят, что все зависит от колебаний цен на нефть: бензин следует за ними с некоторым опозданием. Тем не менее автовладельцы отмечают – в Казани цены на заправках медленно, но растут.
«В последнее время стал замечать, что ценники на бензоколонках потихоньку меняются, – делится своими наблюдениями водитель Николай Сусенков. – Причем стоимость, естественно, повышается, чего не скажешь о качестве. Не один раз замечал, что после заправки машина начинает очень плохо набирать скорость, и вообще двигатель «ленится» работать. Возникает резонный вопрос: почему топливо постоянно дорожает? Основную долю моих расходов как автомобилиста составляют затраты на бензин. И даже 10-копеечный рост, с учетом невысоких доходов, ощутимо бьет по карману. И я сомневаюсь, что 10 копейками все ограничится».
По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сегодня на российском рынке нефтепродуктов отсутствуют какие-либо основания для удерживание высоких цен на нефтепродукты. По словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, цены на оптовом рынке должны снижаться, причем достаточно существенно.
«Соответствующую позицию мы изложили и направили в адрес семи крупнейших нефтяных компаний, – говорит Голомолзин. – И попросили сообщить о том, какие предприняты меры. Все компании ответили ФАС и изложили свою позицию, дали информацию о снижении цен и предложения по мероприятиям, которые способствуют развитию конкуренции».
Интересное кино получается. На словах все нефтяные компании ратуют за развитие конкуренции, а на деле? Мы попробовали обзвонить автозаправочные станции, причем принадлежащие разным топливным компаниям. Так вот, цены на всех заправках нам называли одинаковые. Некоторые водители для того чтобы заправить полный бак подешевле, вынуждены искать бензин на объездной или на окраинах города, на АЗС мелких поставщиков.
Смотрите сами: по данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в России за сентябрь выросли на 2,4%, а с начала года – на 10,5%. Причем увеличились цены в 77 субъектах Российской Федерации. В Татарстане соответственно тоже. А в октябре тот же Росстат отметил снижение. Пусть ненамного, всего на две-три копейки. А наши розничные операторы ничего подобного не заметили.
«Дизтопливо у нас давно уже стоит 17 рублей 60 копеек, – говорит оператор компании «АПЕКС» Эльвира Ильясова. – 76-й бензин – 19,20, 92-й – 21,70 и 95-й соответственно 23,40 стоит. Последнее повышение было в сентябре, и с тех пор ничего не менялось».
Те же цифры нам подтвердили и на АЗС крупнейшего холдинга «Татнефтепродукт».
«Все колебания стоимости мы узнаем в день изменения, – говорит оператор Лилия Каргина. – Приходит приказ, и соответственно мы меняем ценники. За последние два месяца, после сентябрьского подъема, такого пока не происходило».
В то же время ФАС отмечает, что в мире происходит существенное снижение цен на нефтепродукты и в оптовом, и в розничном звене. «В рознице цены в западных странах снизились по сравнению с периодом максимальных цен в июле прошлого года где-то в 1,3-1,9 раза, в зависимости от вида нефтепродуктов, – заметил Голомолзин. – В России не произошло такого снижения, и цены уже обогнали потребительскую инфляцию».
При этом сами нефтяники отмечают, что цена на бензин снижаться не может хотя бы по той причине, что ежегодно растут тарифы на услуги естественных монополий, которые в конечном итоге и закладываются в стоимость продукта нефтепереработки. При этом, отмечают они, цена на бензин в текущем году все-таки снизилась, хоть и ненамного. Можно, конечно, «уронить» и еще, но тогда отрасль окажется совсем в тяжелом состоянии.
«Нефтяные и топливные компании зажаты со всех сторон, – комментирует колебания цен на бензин руководитель пресс-службы корпорации «Лукойл» Дмитрий Долгов. – Мы не можем резко менять цены на бензин сразу после того, как изменились цены на нефть. Существует технологический процесс переработки, который и дает некоторое отставание: пока идет переработка одной партии нефти, цены на нее меняются, и если они снижаются, то, естественно, и бензин из этой, следующей партии получается дешевле. Но пока он дойдет до потребителя, пройдет какое-то время».
Механизм ценообразования у топлива следующий: цена включает 12 параметров, причем более половины стоимости – это налоги. Их всего четыре: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составляет 8,11% стоимости бензина, налог на прибыль – около 10%, НДС – 15,25% и самая объемная налоговая составляющая – акциз, на который приходится 17,64%. Еще около 30% – это прибыль производителей и продавцов топлива, а производственные и транспортные затраты в цене бензина составляют менее 20%. Примечательно, что доля цены сырой нефти в стоимости бензина – всего лишь 3,68%. Таким образом, динамика цен сосредоточена в налогах и прибыли компаний. И чтобы обеспечить снижение цен на топливо, необходимо сосредоточиться на контроле именно этих двух параметров. Однако все почему-то кивают на стоимость сырой нефти. Так, может, не там ищут причину?
По мнению президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, в России бензин вполне мог бы стоить 17 рублей за литр. Он призвал государство уменьшить свои аппетиты на налоги. По его данным, 60 процентов нынешней цены на бензин Аи-95 – это налоги. Только 10 процентов от нее – стоимость нефти. «А в США все наоборот, – отметил Геннадий Шмаль, – там 50 процентов от стоимости бензина на заправке занимает нефть и только 23 процента – налог государству».
Пойдет ли государство на снижение налогов и соответственно цен на топливо? Вопрос риторический.