Очередная акция ГИБДД по поимке нарушителей ПДД из числа водителей автобусов благополучно завершилась. Мы уже писали о предварительных и неутешительных итогах мероприятия. Все должностные лица, к которым корреспондент сайтатился с вопросами, уверяют, что контроль на их предприятии строгий и все предписанные законом процедуры проверки водителей, техники и работы маршрута соблюдаются неукоснительно. Почему же тогда так много случаев нарушений?
Например, по данным ГИБДД, за прошедшие девять месяцев на территории республики по вине водителей автобусов совершено 99 ДТП (рост на 8,8% по сравнению с прошлым годом). Погибли 2 человека (в 2008 г. – 1 чел.). Получили травмы и ранения 137 человек (на 1,4% меньше, чем в прошлом году).
Пугаясь высоких показателей, сотрудники ДПС объясняют свою статистику тем, что сами «валят в кучу» вообще все зафиксированные случаи, например, падения пассажиров, неисправность стекол или зеркал. Вот так: «Рост первого и сохранение высокого значения третьего показателей статистики аварийности обусловлены тем, что падения пассажиров в салонах автобусов, сопровождающиеся получением ушибов и травм, учитываются теперь как дорожно-транспортные происшествия. Доля подобных ДТП достигает почти 50% от общего количества».
Как тогда объяснить выезд на маршрут неисправных автобусов? Или наезд на пешеходов, стоящих на остановке? Таких ДТП, кстати, 15% от общего количества аварий с участием автобусов. Ну а про нарушения правил маневрирования и несоблюдение скоростного режима знает, похоже, каждый. «Выявлено более 6,1 тыс. нарушений ПДД водителями автобусов», – сообщают В ГИБДД. «Мы замучились воевать с водителями», – воскликнул как-то по поводу автобусных проблем начальник УГИБДД МВД РТ Рифкат Минниханов.
«Профессиональной подготовкой водителей категории D у нас занимаются несколько учебных предприятий, – говорит преподаватель одной из казанских автошкол Евгений Ананьев, – но, по моему мнению, отношение к этой категории водителей должно быть еще более серьезным. Например, раньше существовала целая система, специальные методики обучения именно водителей автобусов. Хочется, чтобы все автошколы, которые занимаются обучением на эту категорию, максимально использовали наработанный опыт. Кроме того, если государство находит возможность устанавливать видеокамеры по городу, почему бы не установить по мини-камере на каждый автобус? Тогда сразу станут видны все нарушения, допущенные водителем, и не придется руководству АТП выслушивать жалобы от пассажиров».
«Сроков обучения вполне хватает для подготовки, – считает методист автошколы РОСТО Энже Шигапова. – Мы ведь не с нуля берем водителей, на переподготовку отводится больше двух месяцев обучения, из которых 37 часов – чисто на вождение. Существует обучение и с нуля, например, этим занимается Автотранспортный техникум, так там 4,5 месяца обучение и вождение 145 часов. Кстати, с ними проблем-то и не возникает. А вот при переподготовке все упирается в знание правил. В городе ведь каждый водитель ездит так, как умеет».
Вот именно, как привыкли, так и ездят. И неважно, что «не дрова везешь», а живых людей, стариков, детей, беременных женщин. И эти 50% «ДТП в виде падений пассажиров» все же не полная цифра. Кто-то после падения не станет жаловаться, кто-то посчитает это случайностью. Тем временем «гайки закручиваются» вовсе не вокруг водителей автобусов, с целью привести их в исключительно дисциплинированное состояние, а, наоборот, прижимают всех остальных.
Первый замруководителя департамента транспорта и связи Москвы Алексей Казанин сообщил, что власти выступают за увеличение штрафов за выезд автомобилистов на выделенные полосы, предназначенные для движения общественного транспорта или спецмашин. «Надо увеличивать штрафы за нарушения, когда автолюбители выезжают на выделенную полосу, и мы хотим инициировать поправку в Административный кодекс по увеличению штрафов», – сказал Казанин. А нам приходится признать, что если такое повышение «прокатит» в столице, то и Казань, думается, подхватит.
Сегодня же стало известно, что Госавтоинспекция подготовила законопроект о внесении изменений в Правила дорожного движения, согласно которому водителям придется передвигаться с включенным ближним светом в любое время суток. Мало того, по данным «Российской Газеты», водителей хотят заставить «на нерегулируемых пешеходных переходах уступать дорогу не только ее переходящим, но и тем, кто явно обозначает намерение начать переход». Эти и многие другие предложения были озвучены вчера на семинаре «Повышение безопасности пешеходов», который провели департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и Российский союз автостраховщиков.
И это еще не все. Руководитель Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кондратьев поделился идеей о создании в районе офисных и торговых центров зон со значительным ограничением скорости, например, до 30 км/час. Также он предложил обозначать «жилые зоны» ограничением скорости до 20 км/ч.
Веселенькая перспектива рисуется нам. Хоть за руль не садись.