

С этого года автошколы обязали покупать приборы для тестирования психофизиологических качеств будущих водителей (устойчивости внимания, скорости реакции и так далее). Мария Шраменко разыскала один из первых подобных приборов в городе, и мы отправились проверять, годимся ли мы в водители. Результат такой – без тренировки не годимся.
Пока ГИБДД одобрила лишь один тип устройства производства московской компании ЗАО «Нейроком». Выглядит оно невзрачно и угловато: белый корпус, торчащие шляпки болтов, скупые надписи. Сверху шесть цветных кнопок, два рычажка и таинственное перо. Своего монитора прибор не имеет и подключается к компьютеру через USB-порт. Гарантия всего один год.
Первое задание проверяет точность оценки расстояния и времени. На экране появляются 12 расставленных по кругу белых окружностей. По часовой стрелке они начинают вспыхивать зеленым, желтым или красным цветами. Время от времени какой-то из цветов горит чуть дольше, после чего нужно нажать соответствующую кнопку. Ни я, ни Маша с первого раза задание не осилили – с одной стороны, нужно привыкнуть к кнопкам, с другой – поменьше отвлекаться. Третий участник Юрий (Joy) тест прошел сразу.
Во втором задании кружок движется по петле. Вам нужно остановить его нажатием кнопки, когда он совместится с другим кружком. Напоминает игру начального уровня для компьютера Sinclair, если помните такой. Я попал в цель примерно в половине случаев – наверное, это невысокий показатель, хотя меня пропустили на следующий уровень.
Третье задание похоже: разгоняем один шарик по окружности с помощью рычажка и стараемся «тормознуть» при его совмещении с другим шариком. Описать окружность нужно за определенное время, поэтому есть искушение нажать рычажок посильнее, но тогда сложнее будет тормозить – задание проверяет склонность водителя к риску.
Затем оценивается скорость реакции – на экране меняются пары геометрических фигур, и как только возникнут одинаковые (к примеру, два ромба), нужно как можно быстрее нажать кнопку. Следующее задание проверяет концентрацию внимания: друг друга сменяют цифры от 0 до 9, и время от времени на красном фоне выделяется нужная – требуется нажать синюю или белую кнопку в зависимости от того, четная цифра или нечетная. И так далее...
К сожалению, отведенного для знакомства с прибором часа не хватило, чтобы пройти даже половину заданий.
Первое впечатление? Очередная профанация.
Например, вызывает скепсис цена устройства в 130 тысяч рублей. За что? Собранное в корпусе какого-то стандартного прибора с примитивным дизайном и без дисплея, оно не производит впечатления штуковины ценой в полмашины. Может быть, столько стоит программирование тестов? Вряд ли: они напоминают игрушки сотовых телефонов десятилетней давности, скучные и с убогой графикой. Или такую сумму дерут за авторские права на разработку методики тестирования? У меня дома лежит диск «Суперпамять и супервнимание» ценой 100 рублей, где воспроизведены все те же тесты в немного ином (лучшем) оформлении. Учитывая, что устройство стало обязательным и приобретать его можно только у одного поставщика, ответ очевиден – «бизнес по-российски». В одной Челябинской области «Нейроком» соберет 25-30 миллионов рублей из расчета один прибор на автошколу. А по уму, необходимо оборудовать целый класс из 20-30 устройств, поскольку тестирование занимает довольно много времени, и единственный прибор на школу – это ничто. А к каждому прибору еще нужен компьютер.
Второй вопрос касается методики проверки. Задания абстрактны, интерфейс требует привычки и не имеет ничего общего с органами управления нормальной машиной. Но ведь моторика рук при работе рулем и при нажатии на цветную кнопочку совершенно разная. Восприятие абстрактных фигур и чтение реальных знаков в листве или при плохом освещении не одно и то же. На наш взгляд, гораздо эффективнее было бы проверять психофизические навыки на тренажере, который воспроизводит настоящие условия движения (мы в XXI веке, ведь так?) За 130 тысяч рублей можно купить крутейший компьютер с приставкой руль+педали и лицензионной программой, воспроизводящей все нюансы реального вождения, кроме боковых перегрузок. Автогонщики, к примеру, учат трассы именно на таких тренажерах.
На тесте присутствовал эксперт по вопросам взаимодействия водителей и правоохранительных органов и преподаватель автошколы Юрий (Joy) Панченко, который сказал: «Как минимум разработчики могли бы заменить абстрактные цифры на дорожные знаки, чтобы нужно было различать не четную и нечетную цифры, а запрещающий или предписывающий знаки – это уже ближе к реальности».
По моим ощущениям, прибор скорее полезен для фотографов: когда ловишь в кадр быстродвижущийся объект, умение ловко давить кнопочку полезно.
А третье сомнение – даже не сомнение, а констатация: использовать в автошколах тренажер «Нейроком ТА-2» не будут. Юрий Панченко объяснил: «Отказать в допуске к основному экзамену по результатам психофизиологического тестирования автошколы не могут, а в программе нет часов на подготовку к этому тесту. Правила обязывают покупать прибор, но не обязывают его использовать, так что я уверен, большинство автошкол запрует его в темной комнате, чтобы, не дай бог, не сломать устройство ценой 130 тысяч рублей».
Действительно, несколько часов у курсанта уйдет только на то, чтобы понять задания и привыкнуть к интерфейсу. При этом человек имеет право сказать: «А я не буду!», а принуждать его к тестированию, по большому счету, нельзя.
Другое нововведение, которое потихоньку внедряют продвинутые автошколы, – оснащение учебных машин камерами и микрофонами. Стоит также недешево – 67 тысяч по прайсу «рекомендованной» фирмы при реальной цене оборудования примерно 30 тысяч рублей. Но по крайней мере смысл более понятен: во время экзамена можно разобрать спорные ситуации, а при обучении посмотреть на себя со стороны – иногда полезно. Правда, некоторые руководители автошкол против видеозаписи: дескать, далеко не всем приятно, когда их снимают на камеру в такой уязвимый момент. Нет сомнений, скоро YouTube пополнится роликами с рыдающими и падающими в обморок курсантами. Держите себя в руках, друзья, – «большой брат» наблюдает.
«Я могу вам авторитетно заявить, что в городе Казани только кафедра физиологии человека Казанского государственного университета имени Ульянова-Ленина может действительно оценить психофизические параметры и состояние организма, реакцию и работоспособность, – говорит преподаватель автошколы «Фиеста» Евгений Ананьев. – Даже если этот прибор, который пока есть только в Челябинске, появится во всех автошколах, что это изменит? У руля должен быть профессионал, это раз. Если уж проводить исследования, то необходимо заводить картотеку с медкартой и вести показатели, это два. Ну и если уж взялись за это, то необходимы методики тренировки всех этих показателей, а их нет. Это три, и вывод: очередная профанация, лоббирование, не знаю чьих интересов и трата денег. Разве возможно посадить в каждую автошколу бригаду физиологов? Разве нельзя обмануть видеокамеру, договорившись с экзаменатором заранее и отрепетировав свои действия на автодроме? А раз нет, то и нет смысла в этой затее. Я бы предложил другой вариант: преподавать должны профессионалы, причем после педагогического вуза. А у нас и военные, и музыканты, и кого только нет. Так же как нет и семинаров, методологии, единой программы преподавания. Мне кажется, внимание законодателей должно быть обращено в эту сторону, а не на бесполезные в руках дилетантов дорогие приборы».
«Вообще, по большому счету и этот прибор, и видеокамеры в машине не нужны, – говорит директор регионального учебного центра НОУ РУЦ Ратнер Мустаев. – Однако нам, по всей видимости, придется выкладывать за все это деньги. А иначе не дают лицензию. На самом деле все эти эксперименты только мешают, они отвлекают от учебного процесса, расходуют ресурсы. Согласитесь, что каждая автошкола, а их у нас больше ста штук в городе, не сможет построить свой собственный автодром. Значит, их построят сторонние организации и станут сдавать в аренду за бешеные деньги. Соответственно стоимость обучения тоже взлетит неимоверно, и простому человеку со средними доходами станет невозможно научиться водить официально – а это значит, что без взяток не обойдется».