Именно на такое число автомобилей упали продажи в первой половине 2009 года относительно того же периода в 2008. Другими словами, каждый день 2009 года российские дилеры продавали на 4000 автомобилей меньше, чем в 2008. В итоге автомобильный рынок упал почти в два раза (данные Ассоциации европейского бизнеса – АЕВ). Показать прирост продаж удалось лишь пяти маркам – Volkswagen (+4%), Citroen (+39%), Cadillac (+2%), Hummer (+104%), Seat (+1%). Вместе с тем, первая десятка брендов снизила продажи на 35-64%, забив таким образом слабые позитивные тенденции.
В число наиболее пострадавших брендов попали Hyundai (-64%), GAZ (-60%), Mitsubishi (-67%), Suzuki (-60%), ИЖ (-68%), Volvo (-67%), а также ряд китайских марок и бренды концерна Chrysler. Причина неудач у всех одинаковые – кризис – однако кое-какие нюансы все же имеются. По одним маркам больше всего ударили возросшие курсы валют (Mitsubishi, Toyota, Honda), что задрало цену автомобилей в полтора раза. Другие в полный рост ощутили отсутствие доступных кредитов (Ford, Opel). Многие автопроизводители ощутили недостаток оборотного капитала – например, это подкосило выпуск Hyundai Accent в Таганроге, и едва не «убило» Ижевский автомобильный завод. Ряд марок просели из-за проблем материнской компании, в частности, три родственных бренда Chrysler, Jeep, Dodge снизили продажи на 86% (в семь раз!). Кризис сильно ударил по сомнительным брендам, в частности, по китайским Chery, Great Wall, BYD и иранской IKCO, представляющую у нас модель Samand: если в прошлом году люди сметали с полок все подряд, то теперь стали куда более щепетильными.
Успешных марок в полном смысле слова всего две, и обе – с относительно скромными объемами продаж. Citroen выстрелил за счет существенного снижения цен на весь модельный ряд, однако это достижение отчасти объясняется слабыми выступлениями в прошлые года. Марка вообще отличается «аномальным» поведением на рынке – во время его ажиотажного роста Citroen все время «падал», а теперь в разгар кризиса растет. Hummer же показал двукратное увеличение продаж благодаря «сейловым» ценам на автомобильные запасы. Но при полугодовых объемах продаж в 753 автомобиля его «прорыв» на рынке не оказывает на общую картину никакого влияния.
Что касается наиболее популярных моделей, то самые приметные изменения – это «провал» вазовской «классики» и семейства Samara. В прошлом году они были безоговорочными лидерами рынка, и на пару разошлись тем же тиражом, что пятерка наиболее популярных иномарок (Focus, Logan, Lacetti, Lanos, Nexia). В этом году – двукратный спад продаж, позволивший на место самого популярного автомобиля России взойти Lada Priora.
«С брендом Citroen в России активная история началась буквально 2,5 года назад, когда появился основной импортер, посредник, и взял на себя все заботы по продвижению марки на рынке, расширению дилерской сети, рекламе, – говорит директор автосалона «Ситроен Центр Казань» Геннадий Овчаренко. – Поэтому рост продаж развивается как интенсивно, так и экстенсивно. Пошла реклама, увеличилось вдвое количество дилеров, потребители во многих регионах вошли во вкус и стали с вниманием и пониманием относиться к марке. Сарафанное радио делает свое дело. Кстати, основное количество продаж происходит именно в результате такого способа продвижения. Как только в городе появляются первые авто, так начинаются массовые звонки и вопросы-вопросы... Еще один аспект увеличения продаж – улучшение качества сервиса. Причина та же – если раньше отсутствовал центральный дистрибьютор, то теперь проблем с поставками запчастей нет, и ситуация с каждым днем улучшается. Люди же это прекрасно чувствуют! Что касается Казани, то здесь нишевая борьба только-только начинается – в нашем городе традиционно сильны японские бренды. Что ж, думаю, в следующем году мы их ощутимо потесним».
Продажам Renault Logan и особенно Lada наверняка помогли субсидированные кредиты. Причем помогли не столько реально, сколько психологически. Так, на 23 июля было выдано всего 20 тысяч льготных кредитов (2,6% от полугодового объема рынка). Однако массовая пропаганда создала впечатление, что Lada можно купить «почти бесплатно». Это подтолкнуло людей идти в автосалоны и узнавать подробности, опасаясь упустить «предложение века». В итоге многие клиенты покупали машины посредством обычных кредитов или за наличку, а слово «льготный» стало лишь детонатором для покупки.
Тем не менее представители Ассоциации европейского бизнеса считают, что в существующем виде программа льготного кредитования оказалась недостаточно эффективной. Специалисты АЕВ обратились к правительству России с просьбой изменить условия кредитования, что и было сделано (за это также ратовал Минпромторг).
«Видя, что падение рынка превышает 50% уже третий месяц подряд, мы рассматриваем как позитивный признак анонсирование премьер-министром Путиным нового пакета для поддержки авторынка, совпадающего по сути с рекомендациями AEB, – сказал председатель комитета автопроизводителей AEВ Дэвид Томас. – Расширение условий кредитования поможет и автопроизводителям, и их дилерам пережить непростое второе полугодие 2009 года».
Вице-президент АЕВ Мартин Ян добавил: «Итоги первого полугодия явно показали, что российский авторынок требует сильной и всесторонней поддержки со стороны государства. Мы, представители Ассоциации Европейского Бизнеса, считаем, что поднятие ценовой планки позволит включить в программу новые модели, кроме того, расширение списка банков, осуществляющих программу, позволит повысить эффективность мер государства по поддержке автопрома. Однако мы считаем, что также необходимо увеличить бюджет программы субсидированного кредитования. Кроме того, российскому правительству необходимо серьезно рассмотреть возможность введения компенсации за сдачу в утиль старого автомобиля».
Напомним, что Министерство природы уже готовит проект, согласно которому за сданный на утилизацию старый автомобиль владелец будет получать 50 тысяч рублей.
Однако даже если указанные меры будут введены в действие, особенно радужных надежд насчет второй половины года не испытывает никто — продажи вряд ли будут галопировать. С одной стороны, наверняка будут бюрократические проволочки (первый вариант схемы льготного кредитования утверждали 4 месяца). С другой стороны, не обойдется без «недосмотров», об одном из которых упомянул Мартин Ян – увеличив планку субсидированной программы кредитования до 600 тысяч рублей, государство сохранило бюджет программы на уровне шести миллиардов рублей на три года. При таких условиях этих денег хватит примерно на 50-70 тысяч автомобилей, 20 тысяч из которых уже реализованы.
Единственное, что «улучшит» относительные показатели – снижающиеся продажи осени прошлого года: именно тогда кризис обрел реальные очертания.