ГИБДД подвела итоги полугодия, и большинство показателей аварийности, смертности и травматизма показали тенденцию к снижению. Так, общее число погибших в результате ДТП снизилось на 13,4%, и если второе полугодие окажется не хуже первого, то итоговое число жертв дорог составит примерно 20 тысяч человек. С одной стороны – ужасающая цифра, с другой – еще пару лет назад этот показатель переваливал за 30 тысяч! За редким исключением (республика Тыва, Магаданская область) снижение смертности было зафиксировано во всех регионах России.
Однако число раненых как в среднем по России, так и в отдельных регионах снижалось не столь интенсивно – на 0-6%. Возможно, повлияло улучшение автопарка страны – системы безопасности спасают от гибели, но не от травм.
В Республике Татарстан число погибших снизилось на 8,4%, раненых – на 6,1%.
«Снижение аварийности и количества жертв на фоне общего увеличения зафиксированных нарушений ПДД не случайно, – комментирует итоги полугодия сотрудник отдела пропаганды УГИБДД МВД по РТ Руслан Хасанов. – Это значит, что каждый год качество работы наших сотрудников растет, они все более активно выявляют нарушителей или предупреждают нарушения со стороны водителей. Несомненный вклад в снижение тяжелых ДТП вносят и камеры видеофиксации. Как ни крути, а водители стараются снижать скорость на таких участках, чтобы не нарываться на штраф. Соответственно, передвижные камеры, технически оснащенные автомобили патрульных, работа с детьми и проведение огромного количества акций в городе и республике – все это дает комплексный эффект. Каждое действие вносит свой вклад в нормализацию обстановки. Ну и конечно, самое главное – увеличение размера штрафов. Тут эффект прямой и очевидный».
Снизилось количество особо тяжелых ДТП, в каждом из которых в среднем гибло по три человека: общее число таких аварий упало на 15%, а количество жертв – на 29%. Отчасти это объясняется позитивной тенденцией в отношении «пьяных аварий», которые зачастую имеют крайне тяжелые последствия – в среднем по России жертв по вине пьяных водителей стало на 28,2% меньше. Отчасти это объясняется серьезным увеличением наказания за езду в нетрезвом виде. Вместе с тем есть и аномальные области – в Самаре общее число пьяных аварий возросло на треть, а число погибших в них людей – более чем в два раза. Вероятно, на статистику повлияли 1-2 серьезных инцидента с нетрезвыми.
Снизились смертность и травматизм детей, правда, по регионам статистика более пестрая. В той же неблагополучной Самарской области число погибших детей увеличилось более чем в два раза.
К сожалению, ГИБДД России не ведет отдельной статистики по количеству сбитых пешеходов. Напомним, что в мае штраф за непропущенного пешехода вырос до 800-1000 рублей, и по субъективным оценкам, водители стали куда обходительнее с «двуногими». В любом случае, пока делать выводы рано, и мы надеемся познакомиться со статистикой второго полугодия в начале следующего года.
На снижение смертности и травматизма на дорогах влияет целый ряд факторов: улучшение автопарка страны, ужесточение штрафов и даже финансовый кризис – люди стали реже ездить в дальние поездки, а самые тяжелые ДТП обычно происходят на междугородних трассах. Не стоит сбрасывать со счетов и саму систему подсчета. Не секрет, что от каждого структурного подразделения ГИБДД руководство требует непременного снижения показателей аварийности за отчетный период и требует этого в основном на бумаге. А возможности для манипуляции цифрами есть всегда.