В западной прессе появились сообщения о возможной покупке фирмы Opel альянсом компаний, в который входят Группа ГАЗ, Сбербанк и канадский производитель автокомпонентов Magna.
В настоящий момент Opel полностью принадлежит американскому концерну GM, однако в связи с предсмертным состоянием последнего выставлен на продажу. В качестве одного из покупателей называют итальянский концерн Fiat, который планирует приобрести ряд активов GM в Европе и «кусок» Chrysler, став, таким образом, вторым по величине производителем в мире. Вместе с тем, по оценкам аналитиков, альянс «Опеля» с «Фиатом» может стоить компаниям нескольких тысяч рабочих мест, что идет вразрез с антикризисной политикой правительства Германии.
Тем не менее, возможность покупки Opel российскими компаниями и «Магной» выглядит достаточно абсурдной. По данным газеты «Коммерсантъ», сумма сделки оценивает в пять миллиардов евро (примерно 220 миллиардов рублей), но при этом Группа ГАЗ не может расплатиться даже по собственным долгам, которые составляют лишь 20% от суммы, требуемой для покупки Opel. Другими словами, речь идет о новых и весьма крупных заимствованиях, которые будут потрачены на помощь чужому автопроизводителю – вызовет ли это понимание у россиян?
Несмотря на амбициозность, Группа ГАЗ пока не смогла доказать свою состоятельность в области менеджмента иностранных компаний, к примеру, полным фиаско обернулась покупка группой английской компании LDV, производящей коммерческий транспорт. И это при том, что ГАЗ имел опыт продвижения на российском рынке микроавтобусов. Не пошел и другой полуиностранный проект по производству в России адаптированных американских седанов Chrysler Sebring – цена автомобиля явно разошлась с его качеством и имиджем.
Не совсем понятна и цель сего начинания, ведь фактически Opel находится на грани экономического коллапса и срочно нуждается в деньгах. Покупая компанию в таком состоянии, необходимо не только вливать в нее деньги, но и грамотно управлять ей. Ситуацию осложняет и сильное влияние на работу Opel профсоюзов и правительства Германии. Последнее, кстати, выпустило перечень требований к потенциальному заемщику, который, в частности, запрещает закрытие заводов в Германии или отказ от работы с нынешними поставщиками.
Помимо альянса российских компаний на Opel претендует несколько инвестиционных фондов, в том числе с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Откровенно говоря, пока история с покупкой Opel Группой ГАЗ и Ко выглядит информационным шумом, который создают с некой целью. Вот только какой?
«Вся история с возможным приобретением компании Opel консорциумом, в состав которого входят Сбербанк РФ, канадская Magna и Группа ГАЗ напоминает чью-то неудачную шутку, – комментирует событие ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Уже неоднократно потенциальные участники сделки опровергали эту информацию. Если даже сделать допущение и предположить, что Opel интересует канадскую Magna, а Группу ГАЗ она хотела бы видеть в качестве индустриального партнера (есть такой термин), то возникает вопрос – какие же технологии есть у Группы ГАЗ, которых нет у Opel? Скорее наоборот – Группа ГАЗ может быть заинтересована в использовании технологий Opel. Поэтому и с этой стороны не получается предположить, что Группа ГАЗ может участвовать в покупке. Если допустить, что канадская Magna и Сбербанк купят немецкую компанию, а на ГАЗ будет перенесена сборка моделей Opel для поставки на развивающиеся рынки, то и в этом случае от завода потребуются вложения, которые хоть и гораздо меньше, чем требуемые для приобретения Opel 5 млрд евро, но тоже существенны, а у Группы ГАЗ долги примерно на 40 млрд рублей, и откуда он возьмёт средства – опять непонятно.
Можно сказать, что единственным правдоподобным объяснением этих заявлений, может служить следующее: данное заявление – это попытка немецкого чиновника, который объявил о намерении Группы ГАЗ купить Opel, дать сигнал другим покупателям, чтобы они не медлили со своими предложениями и тоже бы участвовали в торгах. Тем самым немецкие власти решали бы следующие проблемы – сохранялась бы и сама компания, и бренд, но главное – рабочие места, что, учитывая силу немецких профсоюзов, немаловажно. Теперь остаётся только ждать, чтобы понять, как в действительности будут развиваться события, и кто же купит немецкую компанию».
Фото: Коллаж Федора БУЛКИНА