В ближайшее время, судя по всему, нас ждет очередной виток повышения штрафов: Госдума одобрила в первом чтении увеличение штрафа за непредоставление преимущества пешеходу со 100 рублей до 1000 рублей. А перевозка детей без специального приспособления (автокресла или бустера) стала разорительнее в пять раз – 500 рублей.
Не исключено, что теперь любимым местом дежурства сотрудников ГИБДД будут пешеходные переходы, поэтому будьте внимательнее: игнорирование «двуногих» теперь приравнено к серьезному нарушению. Следует помнить, что соответствующий пункт КоАП формулируется как «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей ТС), пользующимся преимуществом в движении». Другими словами, «попасть» на тысячу можно не только за бесшабашную езду по «зебре», но также за поворот налево или направо без предоставления преимущества пешеходам, переходящим дорогу.
Основания для этого есть: до сих пор наезд на пешехода является самым распространенным видом ДТП, на который в 2008 году пришлось 38% всех аварий с пострадавшими. Для сравнения, второй по значимости пункт – столкновение транспортных средств – обеспечил 33% печальной статистики, опрокидывания – 14% (здесь и далее речь идет о ДТП с пострадавшими). Тяжесть аварий с пешеходами составляет 12 смертей на 100 пострадавших, в результате ДТП с погибшими пешеходами составили более трети всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.
При этом каждый шестой наезд на пешехода (в крупных городах – каждый пятый) совершается именно на переходах, в результате чего в прошлом году погибло более 900 человек. Депутатов и представителей МВД особенно беспокоит ситуация в столицах субъектов РФ, где количество наездов на переходах резко возросло. В черный список городов попали Казань (+650%), Саранск (+125%), Кызыл (+120%). Кроме того, рост числа пешеходов, пострадавших на переходах, отмечен еще в 28 крупных городах, включая Пермь (+35,3%) и Ростов-на-Дону (+17,6%).
При этом подавляющее большинство подобных аварий происходит по вине водителей – каждый четвертый пешеход из пяти страдает из-за нарушения автомобилистами правил. Как известно, в России еще не сформировалось культуры взаимодействия пешехода и водителя, и многие воспринимают зебру или знак перехода скорее как рекомендацию, чем как требование пропустить человека. Вместе с тем на Западе трепетное отношение к пешеходам формируется с первых дней обучения вождению. Кто был в Европе, знает, что при наличии вблизи перехода человека поток встает, словно парализованный. По замыслу депутатов, возросший штраф выработает у российских автомобилистов больший пиетет к «зебре», ведь теперь в «удачный» день вы рискуете потратить на штрафы недельную зарплату.
Впрочем, примерно пятая часть ДТП на переходах связана с отсутствием четкой разметки и подсветки знаков пешеходных переходов, а также низким качеством дорог. Здесь можно вспомнить, что в той же безопасной Европе пешеходные переходы нередко украшены ярче новогодней елки – захочешь, не проглядишь.
Немного удивляет, что при этом остался неизменным штраф за нарушение правил пересечения проезжей части самими пешеходами – всего 100 рублей или устное предупреждение. Многие «ходоки» попросту не знают правил дорожного движения, из-за чего переходят дорогу где попало и как попало. Мало кто из пешеходов задумывается и о цвете одежды, разгуливая по вечерам в черных невидимых куртках, многократно повышая риск ДТП. На наш взгляд, усилия по спасению пешеходов должны быть двухсторонними, и перекладывание ответственности исключительно на водителя не принесет желаемого результата: в конце концов, 80% ДТП с пешеходами происходят вне зоны переходов, и в большинстве подобных аварий виноваты «безлошадные».
«Тут вопрос не в том, кто кого должен пропускать, – считает сотрудник экзаменационного отдела ГИБДД Олег Сергеев. – На нерегулируемых перекрестках, там, где есть «зебра», пешеход должен переходить дорогу не просто так, а обязан убедиться в том, что его переход будет максимально быстрым и максимально безопасным. Иначе две тонны металла превратят его в труп. Но, ведь большинство истолковывает этот новый штраф так, что «вот пешеходный переход, вот приближается автомобиль, два метра ему до «зебры», перейду-ка я дорогу, и пусть попробует не остановиться». И наплевать ему на то, что у автомобиля тормозной путь четыре-пять метров. Вот и получается, что водитель обязан, а пешеход нет, а штраф в 100 рублей его совершенно не волнует. Думаю, что и пешеходам нужно поднять меру наказания. Тогда никто обижаться не станет. Напомню, что в местах, где движение не регулируется, пешеходы могут выходить на проезжую часть только после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость, и убедятся, что переход будет для них безопасен. Водители же должны знать, что уступить дорогу (не создавать помех) требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Поэтому, если вы не помешаете пешеходу, то можете ехать. Есть сомнения – останавливайтесь и пропускайте. Как теперь эти требования будут работать на дороге?»
Что касается штрафа за перевозку детей без кресел, то логика его повышения понятна. В прошлом году за отсутствие спецустройства для перевозки детей водителя могли оштрафовать на 100 рублей, за непристегнутого взрослого – на 500 рублей. Чем была обоснована подобная логика – непонятно, как будто жизнь ребенка «дешевле» жизни взрослого. Тем более, ремни безопасности есть практически у всех автомобилей, а кресло надо покупать отдельно, что сопряжено с расходами в районе 3-15 тысяч рублей. Неудивительно, что многие продолжали возить свое чадо на руках, изредка внося 100 рублей в кассу государства. Теперь рентабельность покупки детского кресла возрастет.