Январь всегда был мертвым месяцем с точки зрения продаж автомобилей, но этот январь оказался еще «мертвее»: по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года продажи новых автомобилей в России упали ровно на треть (с учетом отечественных марок), вернувшись к уровню 2007 года.
Если полгода назад лишь 1-2 марки умудрялись показывать отрицательную динамику продаж, то сейчас ни один бренд не может похвастаться положительной, и наименее пострадавшей компанией пока остается Honda, которая потеряла лишь 2%. Однако не сделайте ошибки – дело не в стабильности продаж, а в дефиците «хонд», имевшем место в начале прошлого года. При этом ряд компаний потерял почти половину своих объемов продаж: Hyundai недосчитался 48%, KIA – 44%, Lada – 38%, Opel – 34%, Toyota – 31%.
«Прогнозы на январь в целом по всем маркам оправдались, хотя были и исключения, – говорит представитель компании «Триал Авто» Наталья Губчик. – Например, продажи Subaru прошли удачно, они были даже выше, чем за январь прошлого года. В целом сейчас активность хоть и низкая, но стабильная, поэтому такая ситуация дает надежду на весеннюю активность рынка. Всплеска, возможно, и не будет, но мы все равно надеемся на лучшее».
В долгосрочной тенденции продажи могут упасть еще сильнее. Сегодня мощным стимулом для покупателей является ожидание резкого подорожания автомобилей, поэтому многие россияне, имевшие сбережения и мечтавшие о машине, спешат оформить сделку. К примеру, если цена на Toyota Yaris 2008 года с учетом всех скидок начиналась от 441 тысяч рублей, то по новым прайсам составляет аж 608 тысяч! В прошлом году за эти деньги можно было взять хорошо укомплектованный автомобиль гольф-класса с двухлитровым мотором, а теперь – только малолитражку в базовой комплектации. Подорожание коснулось практически всех, и о коррекции рублевых прайсов или переходе на долларовые цены заявили почти все.
Поэтому прогнозы на 2009 год пессимистичны: в лучшем случае продажи упадут на 30%, а может быть, и на все 50... Оснований для этого предостаточно: когда автосалоны окончательно перейдут на новые прайсы, а накопления россиян будут растрачены, автомобиль снова превратится в изрядную роскошь, доступную немногим.
«Наши прогнозы на январь оказались слишком мрачными, – признается менеджер крупнейшего российского автохолдинга «Автомир» Олеся Комарова. – В действительности продажи у нас были даже несколько выше, чем за то же время прошлого года. При этом какого-то дрейфа в сторону дешевых марок не наблюдается. Все получается как-то ровненько. Однако заниматься самообманом никто не собирается. Общая тенденция снижения покупательской активности очень хорошо чувствуется, и мы ожидаем снижение спроса уже в начале весны».
Впрочем, многое будет зависеть от экономических факторов: цены барреля нефти, состояния кредитных организаций, здоровья экономики. Тем не менее прогнозировать хотя бы минимальный рост авторынка по итогам 2009 года сегодня не берется никто.
Резкое сокращение продаж наверняка больно ударит по дилерам, многие из которых сделали значительные инвестиции в расширение торгово-сервисных мощностей, чтобы было необходимо в условиях стремительного роста рынка (напомним, что по итогам первых месяцев 2008 года увеличение продаж составило +40%). Теперь эти инвестиции, равно как и расширение штатов, оказались зачастую ненужными, и дилеры будут сокращать сотрудников, а может быть, продавать активы. Не исключено, что нас ждет эпидемия банкротств.
Кризис не миновал и Европу, где продажи автомобилей в январе 2009 года упали на 26%. Для многих европейских стран, например, Германии, автомобилестроение является стратегически важной отраслью, на которую замкнуты многочисленные сектора экономики, поэтому правительство прилагает усилия для стимулирования продаж. Например, в Германии начала действовать программа, согласно которой владелец подержанного автомобиля получает 2500 тысячи евро, если сдаст свой «раритет» в металлолом. На эти цели выделено 1,5 миллиарда евро, для сравнения: российское правительство планирует потратить на «путинские кредиты» 2 миллиарда рублей (около 50 миллионов евро). Немцы с энтузиазмом отнеслись к нововведению и бросились менять подержанные машины на недорогие малолитражки, из-за чего на ряд моделей образовалась очередь.