Российский авторынок уверенно рос в течение нескольких лет, но высшая точка, судя по всему, уже позади: июнь, в котором реализовали 202 тысячи автомобилей, можно вписывать в книгу рекордов. С тех пор месяц от месяца продажи стабильно падали, однако до сих пор оставались выше прошлогоднего уровня. Увы, в ноябре дела пошли совсем скучно, и впервые за четыре года продажи иномарок опустились ниже прошлогоднего уровня: -15% даже к ноябрю 2007.
Российский рынок имел большой запас инерции – спасибо дефициту на автомобили – поэтому в начале осени казалось, что все не так уж плохо: дилеры продолжали выполнять заказы предыдущих месяцев, и статистика выглядела приемлемой.
Однако с новыми клиентами возникли проблемы, и дилеры принялись стимулировать спрос с помощью акций: скидки в размере 5-15% и подарки (зимняя резина, каско, сигнализация) сегодня можно получить практически в любом автоцентре.
Тем не менее, тенденции это не остановило, и каждый месяц в минус уходит все большее число марок. В ноябре из первой десятки положительный прирост показала только Toyota (третье место), однако, результат этот до некоторой степени условный и связан с плохой базой предыдущего года: по итогам ноября 2007 марка занимала лишь девятое место из-за недостаточных квот на автомобили.
«У нас тоже можно заметить некоторое снижение активности покупателей, – замечает руководитель отдела продаж «Тойота Центр Казань» Олег Андреев. – Тем не менее, спрос остается более или менее стабильным несмотря на повышение цен. Покупателей привлекает надежность машин и обязательная гарантия в три года на все узлы и агрегаты, а также высокое качество сервисного обслуживания, что в сегодняшних условиях является важным критерием при выборе . Хочу отметить, что склад запчастей работает очень хорошо, любой вопрос, если и не решается сиюминутно, то в течение недели точно. Ну и еще один нюанс: фирма очень остро и в кратчайшие сроки реагирует на замечания автовладельцев, которые возникают во время эксплуатации. Не секрет, что практика – критерий истины. В этом плане Toyota держит марку».
Помимо Toyota положительную тенденцию показывает еще ряд марок, однако это носит характер остаточного явления. Например, дилеры Mazda и Honda признаются, что хорошие результаты ноября связаны с выполнением заказов предыдущих месяцев, а также подорожанием автомобилей в будущем году, что немного подстегивает спрос. FIAT показал двукратный прирост продаж в ноябре, однако дилеры связывают это с крайне низкими продажами осени прошлого года, когда в Набережных Челнах готовился к производству FIAT Albea.
«Конечно, подъема продаж в 100 процентов мы не наблюдаем, но то что активность покупателей и продаж возросла с начала кризиса, это видно, – говорит старший менеджер автосалона «Сапсан Трейд», дилера FIAT в Казани Артур Сабирьянов. – Покупателей привлекает идеальное соотношение «цена-качество» и факт европейской сборки. Стоит отметить, что цены на наши автомобили поднялись только на те модели, что собирают в Татарстане. Да и вообще, клиенты стали больше ценить экономичные и надежные марки. Поэтому к нам интерес и не ослабевает».
Среди лидеров рынка главным аутсайдером в ноябре стала марка Daewoo (-50%), и особенно заметно падение интереса к самой дешевой иномарке на российском рынке Daewoo Matiz (-52%): «Какого-либо резкого спада интереса к автомобилям Daewoo Matiz мы не заметили, – не согласна с официальной статистикой менеджер салона «Триал Авто» Ирина Билялова. – Снижение, конечно, есть, но тут уже стоит говорить об общей тенденции. Может быть российские настроения к нам придут чуть позже. Сейчас о будущем лучше не загадывать».
Более-менее благополучно обстоят дела у старожилов премиум-сегмента, где колоссальные скидки (до 800 тысяч рублей) подстегнули многих состоятельных людей потратить деньги на новый автомобиль. BMW увеличила продажи на 16%, Audi – на 23%, Mercedes-Benz – на 21%. Однако продажам немецкой тройки, несомненно, помогает хорошая репутация марок, тогда как «нувориши» в период кризиса сникли быстрее: Volvo (-39%), Land Rover (-34%), Lexus (-39%).
Что касается результатов 11 месяцев, то за редким исключением (Chery, Porsche и пара «миноритариев»), все марки еще в плюсе, за что стоит благодарить фонтанирующий спрос в первой половине года. В целом рынок вырос на 31%, и, скорее всего, итоговый результат 2008 года станет локальным пиком на несколько лет вперед.
Однако европейский рынок чувствует себя еще хуже: продажи падают уже шесть месяцев подряд, и этот год все ведущие компании и многие национальные рынки уйдут в минус. Особенно сильно кризис ударил по Испании (-40%), Великобритании (-23%), Дании и Швеции (-22%). Расти продолжают только рынки развивающихся стран Евросоюза: Чехия, Польша, Словакия.
Среди европейских концернов самые большие потери у альянса Peugeot/Citroen (-16,7%) и Renault (-18,6%) и Ford (-13,5%).
Но еще хуже обстоят дела на североамериканском рынке, отчего страдают сориентированные на него компании. Ноябрь оказался худшим месяцем для американцев за несколько десятилетий, и общие продажи упали на 31%. Все ведущие производители оказались под ударом экономического шторма: Ford (-30%), Honda (-31%), Toyota (-34%), GM (-40%), Nissan (-42%), Chrysler (-50%). Причем для японских компаний, вроде Toyota, американский рынок крайне важен, поэтому провал в продажах подкосил и общемировые результаты крупнейшего производителя автомобилей: -25%.
Но худшие месяцы для дилеров, скорее всего впереди – январь вообще месяц застойный, и многие производители, включая российские предприятия, заявили об остановке производств в декабре-январе.
Итоги продаж иномарок в России (данные Ассоциации Европейского бизнеса)
Фото: Фото с сайта Asapjumpstartchicago.com