RU116
Погода

Сейчас+22°C

Сейчас в Казани

Погода+22°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +17

0 м/c,

742мм 27%
Подробнее
USD 87,28
EUR 93,73
Авто Как прожить без бензина

Как прожить без бензина

Постоянный рост цен на энергоносители, а, по данным союза нефтегазопромышленников, падение цен на бензин скоро прекратится, заставляет задуматься: что можно предпринять для снижения расходов при эксплуатации автомобиля? Японские и европейские производител

" src=

Постоянный рост цен на энергоносители, а, по данным союза нефтегазопромышленников, падение цен на бензин скоро прекратится, заставляет задуматься: что можно предпринять для снижения расходов при эксплуатации автомобиля? Японские и европейские производители не просто озабочены этим вопросом, они уже конкурируют друг с другом оригинальностью и простотой будущих авто. Некоторые уже сейчас предлагают в качестве концепткаров полностью электрические, водородные, или гибридные версии «автомобилей будущего». В нашей стране таким вопросом заняты умы разве что кустарей-одиночек. Пока, кроме перевода машины на газ, производителям и предложить нечего Однако большинство автовладельцев уверены, что газ ухудшит динамику, станет причиной интенсивного износа двигателя и отрицательно скажется на запуске.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль поделился своими соображениями по поводу цен на бензин. По его словам, к концу этого года розничные цены на него в Росси понизятся еще на рубль. Но большего снижения стоимости можно и не ждать. Дело в том, что цена на топливо зависит от инерции продавцов. То есть сейчас бензин продается еще из старых запасов, так как сейчас нефть на внутреннем рынке подешевела, и в «закрома родины» поступает более дешевая. Это означает что и бензин станет дешевле, правда, не сразу. «А после Нового года, цены на топливо вновь повысятся», – считает Шмаль.

По словам Шмаля, Россия является вторым игроком на мировом рынке, уступая лишь Саудовской Аравии. «Мы можем и сами диктовать мировому сообществу свои условия, не котируя свою нефть на лондонской бирже, – пояснил Шмаль. – На мой взгляд, эти котировки недостаточно объективны. На тонне нефти мы теряем до 35 долларов, что неправильно». Ну а пока торговцы разбираются, как получше друг друга обмануть, количество машин растет, а ресурсы нефтяников падают. Многие месторождения уже заброшены ввиду истощения запасов.

Новое – хорошо забытое старое

Вспомним историю. В качестве топлива для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания в 1876 году немецкий изобретатель Николаус Отто, применял этанол! А в 1908 году Генри Форд предложил покупателям «жестянку Лиззи» – Ford T с двигателем, работающим на этаноле, бензине или их смеси.

Этанол или этиловый спирт более известен как сырье для изготовления алкогольных напитков. Биоэтанол – это обезвоженный этиловый спирт, изготовленный из биологически возобновляемого сырья. Есть три способа получения этилового спирта: сбраживанием пищевого сырья (переработкой содержащегося в сырье сахара в спирт при помощи дрожжей), гидролизом растительного сырья и гидратацией этилена (синтетический спирт). Энергетическая ценность спирта почти в полтора раза ниже, чем у бензина.

Получить этанол просто: целлюлозу в присутствии катализатора подвергают гидролизу (или «осахариванию»), в результате которого получается техническая глюкоза. После этого глюкозу сбраживают, перегоняют и получают этиловый спирт. В качестве автомобильного топлива этанол по некоторым параметрам превосходит бензин. В нем гораздо меньше примесей (например, серы), а октановое число по исследовательскому методу достигает 125 единиц. Поэтому этанол иногда используют как высокооктановую добавку – например, «девяносто второй» бензин с десятью процентами этанола становится «девяносто пятым» (схожее горючее, Е-10, используют в Таиланде). Однако теплотворная способность этанола существенно ниже «бензиновой» (21,2 кДж/л против 31,9 кДж/л) – отсюда и более высокий расход топлива. Кроме того, этанол очень гигроскопичен – при контакте с водой он «вымывается» из состава смеси, нарушая ее характеристики.

Плюсы:

  • запасы сырья разнообразны и практически неограниченны;

  • есть богатый опыт эксплуатации двигателей, работающих на спирте (Бразилия, Австралия);

  • ниже токсичность выхлопных газов.

Минусы:

  • нужно вносить конструктивные изменения в систему питания;

  • мощность двигателя снижается, а расход горючего увеличивается;

  • из-за гигроскопичности спирта могут ухудшаться пусковые свойства двигателя;

  • производство биоэтанола пока еще дорого.

Кроме этанола в качестве топлива применять можно и метанол, который известен как метиловый (или древесный) спирт. Процесс его получения основан на каталитической конверсии углеводородов природного, коксового и других углеводородсодержащих газов с водяным паром. Как самостоятельное горючее и в качестве добавок к бензину применяется редко и только для двигателей спортивных мотоциклов, не рассчитанных на длительную эксплуатацию. В то же время достаточно широко используется как сырье, из которого автомобили на топливных элементах черпают водород.

Плюсы:

  • позволяет решить проблему хранения водорода и извлечения его по мере надобности;

  • запасы сырья практически неограниченны;

  • может использоваться как сырье для производства синтетического бензина.

Минусы:

  • очень токсичен (смертельная доза для человека – 30 миллилитров);

  • вызывает коррозию деталей.

Биодизель

Вообще технологий производства биотоплива несколько. Одна из них – это переработка сельскохозяйственных отходов в топливо. Сырьем для этого процесса могут служить и куски древесины, и солома, и навоз. Например, немецкая химическая компания Choren Industriers при поддержке концернов Daimler Chrysler и Volkswagen начала производство именно такого топлива, которое получило название SunDiesel. Такое биодизельное топливо «СО2-нейтрально» по отношению к окружающей среде – при его сгорании в атмосферу возвращается та углекислота, что была поглощена растениями при росте. Чистота такой биосолярки тоже играет положительную роль – испытания показали, что она позволяет выполнять нормы токсичности Евро-4 даже тем двигателям, которые рассчитаны только на Евро-3. Конечно, пока литр «солнечной» солярки дороже обычной. По оценкам авторов проекта, нынешние возможности сельского хозяйства Европы способны обеспечить таким топливом от половины до 80% всех легковых дизелей.

Еще одна технология – добавление рапсового масла в дизельное топливо. Именно добавление, поскольку рапсовое масло в чистом виде как топливо не используется. Из-за более высокой вязкости (почти в 20 раз выше по сравнению с дизельным горючим) требуется другая топливная аппаратура и изменение камеры сгорания. В качестве горючего применяются сложные эфиры рапсового масла, добавляемые в количестве от 5 до 30% в дизельное топливо или используемые самостоятельно (биодизель). Интересно, что в ходе переработки масла в биодизель получают ряд дополнительных продуктов, пользующихся спросом (например, глицерин, сульфат калия).

Плюсы:

  • меньше выбросы вредных веществ;

  • запасы сырья могут возобновляться ежегодно, культура не требует особого ухода в процессе выращивания;

  • в ходе переработки масла получают дополнительные продукты (глицерин, сульфат натрия).

Минусы:

  • себестоимость производства выше, чем бензина и дизтоплива;

  • требуются дополнительные площади сельскохозяйственных земель;

  • эфиры рапсового масла обладают значительной коррозионной активностью;

  • ниже мощность двигателя и выше расход горючего.

Третий вид биологического топлива – синтетическое горючее. Современные технологии переработки углеводородов позволяют производить синтетическое дизельное топливо и синтетический бензин. В качестве сырья используются отходы деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и даже бытовой мусор. Особенности разработанных технологических процессов заключаются в том, что из одного и того же сырья могут получаться различные виды топлива. Первое в мире синтетическое дизельное топливо, в 2003 году разработала корпорация Daimler Chrysler. Новое топливо, которое разработчики назвали BIOTROLL, производится из древесных отходов, а при его сгорании в атмосферу вообще не выбрасывается углекислый газ. Биотопливо можно смешивать с обычной соляркой, улучшая экологические показатели дизельных двигателей, однако пока не получены точные данные о том, возможна ли эксплуатация современных дизельных двигателей только на новом виде топлива без проведения каких-либо доработок. Первая заправка, на которой можно пополнить баки новым топливом, уже функционирует в Штутгарте.

Плюсы:

  • можно получить требуемые характеристики топлива;

  • в синтетическом дизтопливе отсутствует сера;

  • выбросы вредных веществ ниже, чем при использовании «нефтяного» горючего;

  • запасы сырья неограниченны.

Минусы:

  • высокие затраты энергии для производства горючего;

  • необходимы значительные вложения средств для создания предприятий по выпуску синтетического топлива и создание структуры накопления, поставки и подготовки сырья.

Самое привычное топливо после бензина – газ

Сжатый газ (метан, природный газ, биогаз) достаточно давно используется как горючее для ДВС. Метан – это тот самый природный газ, который по магистральным газопроводам поступает в крупные города и сгорает в конфорках бытовых газовых плит. Так как запасы метана практически неограниченны, он очень дешев. Возможно переоборудование для работы на метане практически любых бензиновых двигателей (карбюраторных, инжекторных) и даже дизельных (хотя объем доработок последних существенно выше и это не всегда экономически целесообразно). Кроме традиционной добычи газа, метан можно получать при переработке органических отходов (биогаз).

Но при использовании метана в качестве моторного топлива возникает одна проблема – компактно его можно хранить только в сжатом виде под давлением в 250 атмосфер, для чего нужны очень прочные баллоны. Если делать их из стали, то придется возить с собой батарею баллонов весом до полутора тонн – такой балласт могут взять на борт только грузовики и автобусы, да и то ценой существенного уменьшения грузоподъемности. А ведь при малейших утечках есть еще и проблемы взрывобезопасности.

Плюсы:

  • значительные запасы и возможность получения из возобновляемых источников;

  • меньше токсичность выхлопных газов;

  • конструктивные изменения в бензиновых автомобилях незначительные, но больше, чем при переоборудовании на сжиженный газ.

Минусы:

  • большие, тяжелые и дорогостоящие газовые баллоны;

  • более высокая по сравнению с переоборудованием на сжиженный газ стоимость работы;

  • при транспортировке природного газа возможны его утечки.

Сжиженный газ

Этот вид моторного газообразного топлива распространен куда шире. Это пропан-бутановая смесь – сопутствующий газ, который получают при добыче и переработке нефти (продукты стабилизации газового конденсата, попутный газ при добыче нефти и природный газ (при его переработке). Пропан-бутан можно хранить в сжиженном виде под давлением в 16 атмосфер, а стальной баллон емкостью 50-80 л, который вполне подойдет для обычного легкового автомобиля, весит не более 40-70 килограммов. Как и дизельное топливо, пропан-бутановая смесь бывает летней и зимней, и вызвано это разделение тоже особенностями сезонной эксплуатации. Дело в том, что пропан испаряется при -45°С, а бутан – при -0,5°С.

Летом смесь на 75% состоит из бутана, а на 25% – из пропана, и при низких температурах она просто не сможет перейти в газообразное состояние. Поэтому зимний состав пропан-бутановой смеси содержит 75% пропана и 25% бутана. Запуск карбюраторного двигателя на газе возможен и при отрицательных температурах. Однако специалисты рекомендуют при температуре воздуха ниже +5°С пускать двигатель на бензине и переходить на газ спустя некоторое время. Кроме того, даже летом нужно давать двигателю хоть иногда поработать на бензине – для промывки карбюратора. Если этого периодически не делать, то его жиклеры забиваются смолами и грязью, которые неизбежно сопровождают плохо очищенный отечественный газ. Кстати, в соответствии с сезонной сортностью немного изменяется и антидетонационная стойкость газовой смеси.

Пропан имеет октановое число 110, а бутан – 95, поэтому октановое число пропан-бутана может варьироваться от 99 до 106. Еще одним видом сжиженного газа является диметиловый эфир, который, в ближайшие годы, может стать основной альтернативой дизельному топливу. Диметилэфир – это сжиженный газ, который вырабатывается из природного метана. Он характеризуется высоким цетановым числом (55-60 против 40-55 у нефтяного дизельного топлива) и полным отсутствием сажи в выхлопе. Для использования этого вида топлива не придется создавать новую инфраструктуру АЗС – достаточно сделать их двухтопливными, а на машину поставить комплект газовой аппаратуры. Кстати, эфир вдвое дешевле солярки, но расход его вдвое выше.

Плюсы:

  • цены ниже, чем на бензин (но выше, чем на сжатый газ);

  • возможно переоборудование практически любых бензиновых двигателей внутреннего сгорания;

  • наличие дополнительной топливной системы;

  • меньше токсичность отработавших газов.

Минусы:

  • при температуре ниже 0°С (то есть зимой) необходим запуск и прогрев на бензине;

  • запасы ограничены;

  • дополнительные расходы на установку и обслуживание.

«Сжиженный газ обладает всеми качествами полноценного топлива для внутреннего сгорания, – рассказывает специалист казанской фирмы «Сжиженный газ» Айрат Багманов. – Конструкция автомобиля при этом практически не изменяется, что позволяет продолжать использовать и бензин тоже. При установке на автомобиль газобаллонного оборудования обеспечивается снижение стоимости каждого километра пробега в два раза, увеличивается ресурс двигателя и срок службы свечей зажигания на 35-40%. Расход масла при этом уменьшается на 10-15%, шум двигателя снижается на 2-3 дБ, снижение выбросов СО в три-четыре раза. Ну а высокое октановое число такого топлива – 105 – при любом режиме работы не дает возникнуть детонации. Кроме того, есть данные, что износ гильзы цилиндра снижается на 14%, поршней на 17, шеек коленвала на 57, поршневых колец на 63%».

По мнению Багманова, автолюбители в скором времени станут более активно переходить на альтернативные виды топлива. Потенциальный спрос на газ в России достаточно велик – он в два раза дешевле бензина. Пока его покупают в основном владельцы недорогих автомобилей, но в перспективе газ может вытеснить до 50 % потребления бензина.

Главный вопрос, который интересует автовладельца: сколько он будет экономить и насколько ухудшатся мощностные показатели автомобиля? По утверждению специалистов, у двигателей с впрысковыми газовыми системами можно добиться такого же расхода топлива и мощности, как у бензиновых. В системах третьего поколения расход газа увеличится на 10-25%, а потеря мощности будет ощущаться только при полной загрузке автомобиля и на скоростях выше 100-120 км/час. В обоих случаях расход газа сильно зависит от регулировки ГБО, а также от увеличения угла опережения зажигания на пять в программе ЭБУ (электронный блок управления).

Если взять в руки калькулятор и посчитать, то получится, что перевод на газ сокращает траты на топливо в полтора раза. Газовое оборудование окупается за полгода у частника и за один-два месяца в транспортной организации. Дальше – сплошная выгода! Как гласит старинная мудрость, деньги сэкономленные – деньги заработанные.

Вот цифры, которыми поделились специалисты.

Стоимость переоборудования в первую очередь зависит от типа ГБО, которое решит поставить клиент. Ниже представлены цены на комплекты ГБО с установкой.

  • ВАЗ 2108-10 карбюратор – 7800 (50 л. баллон)

  • ВАЗ 2108-10 инжектор – 10 тысяч рублен. (42 л. баллон)

  • Газель карбюратор – 8250 рублей (2х40 л. баллона)

  • Газель инжектор – 9800 (2х40 л. баллона)

Вот формула расчета окупаемости ГБО:

Э=РБхПР(СБ-1,32хСГ)/100

Э – годовая экономия в рублях, РБ – расход бензина на 100 километров, ПР – средний годовой пробег, СБ – стоимость литра бензина, СГ – стоимость литра газа.
Для примера можете проверить: ВАЗ, инжектор: РБ=9 литров. ПР=30000, СБ=23,50 рублей. СГ=12,80.
Подставляем все цифры в формулу и получаем Э (экономию) в 17820 рублей.

Так что пока немцецкие, японские, а тем более наши автопроизводители выпустят в широкую продажу авто на альтернативном топливе, нам придется, или тратить деньги на бензин, или экономить, переведя авто на газ.

В следующем обзоре, мы продолжим тему автомобильного топлива.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Это страшный сон»: россиянин откровенно рассказал о плюсах и минусах отдыха в Турции
Егор Лешкин
Путешественник
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
13 недель унижения женщин. Объясняем, почему шоу типа «Холостяка» не место в нормальном обществе
Лина Саитова
журналист 116.RU
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Рекомендуем