На две недели остановлен главный конвейер КАМАЗа. В вынужденный отпуск отправлена большая часть сотрудников автогиганта. Однако, по заявлению руководства ОАО «КАМАЗ», компания не намерена уступать лидирующие позиции ни на внутреннем, ни на рынках стран СНГ. Противоречия возникли и в отношении планов руководства по сокращению части работников завода.
Напомним, что с 4 октября КАМАЗ перешел на четырехдневную рабочую неделю. Такая вынужденная мера была предпринята менеджментом компании для локализации последствий финансового кризиса на российском и мировом рынке. Предполагается, что в сокращенном режиме КАМАЗ будет работать до 6 мая 2009 года.
В вынужденный отпуск с сохранением 2/3 оклада отправлено почти 50 тысяч рабочих КАМАЗа. На рабочих местах остались только те, без кого производство обойтись не может.
«Мы готовы очень быстро вернуться на прежние объемы производства, – заявил директор по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Владимир Самойлов. – Пока нужно просто переждать. Дальнейшая ситуация на автогиганте будет зависеть только от состояния мировой экономики».
В начале ноября генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин выразил надежду, что усилия предприятия по выходу из кризиса поддержит правительство России и республики, но на сегодняшний день никаких встречных шагов власти в этом направлении не наблюдается.
Буквально за два дня до остановки конвейера первый вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов, касаясь перспектив КАМАЗа, отметил: «На то и кризис, чтобы на него реагировать, находить оптимальные решения. Было бы очень хорошо, если бы КАМАЗ получил доступ к тем финансовым ресурсам, которые ему нужны для того, чтобы не идти дальше в этот «штопор», связанный с остановкой производства. Самое главное – нам надо переориентироваться, перестроить ряды. Наверное, придётся сокращать и производство, и количество работающих».
По поводу остановки производства понятно: после возобновления работы в декабре на заводе будут доводиться несколько небольших заказов. Однако вероятно, что перед Новым годом конвейер вновь встанет, хотя официального решения по этому вопросу пока не принято.
А вот относительно сокращений штата министр труда, занятости и социальной защиты Татарстана Айрат Шафигуллин не согласился. Он недоумевал по поводу того, откуда появилась информация, что автогигант собирается увольнять пять тысяч сотрудников. «Да, КАМАЗ осуществляет оптимизационные мероприятия, но не в таком масштабе, – заявил Шафигуллин. – Речь идет о сокращении только 160 человек обслуживающего персонала».
Ну а пока депутаты спорят по поводу вливания денег для поддержки автогиганта и количества сотрудников, подлежащих увольнению, некоторые антикризисные меры руководством завода уже внедряются. Например, за последние два месяца КАМАЗ отказался от услуг сторонних организаций, которые временно привлекались для выполнения различных видов работ преимущественно на главный конвейер (порядка трех тысяч человек). Кроме того, был временно прекращен прием на работу нового персонала (закрыто около двух тысяч вакансий). Предусматривается также консервация избыточных производственных площадей и вывод непрофильных производств в аутсорсинг (передача организацией определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой специализированной компании).
По мнению официальных лиц, все это должно привести к стабилизации производства, остановке падения продаж и постепенному выходу из кризиса.