В Казани закончились активные дорожно-строительные работы. Не сегодня – завтра грянут морозы, и уже можно подводить итоги, что успели сделать за этот год городские власти и подрядные организации, которые обещали «успеть отремонтировать все, что запланировано».
Итак, если собрать все озвученные планы дорожных работ, то получим достаточно внушительный список улиц. Корреспондент 116.ru не будет нагружать читателя цифрами освоенных бюджетных средств, просто перечислит видимые невооруженным глазом изменения.
Самое грандиозное, что было запланировано и действительно сделано, это строительство новой дороги от проспекта Амирхана до улицы Дементьева. По замыслу авторов проекта, пуск в строй этой магистрали должен был разгрузить единственную «дорогу жизни» между Авиастроительным районом и городом. Дорогу открыли (хотя официального пуска еще не было: там не закончены работы по облагораживанию прилегающей территории), и часть автомобильного трафика пошла по ней. Однако проблему «узкого места» под железнодорожным мостом это не решило. Да и проезд сложного перекрестка Дементьева – Копылова – Тэцевская простой логике не поддается. Улицу Копылова, кстати, тоже отремонтировали, как раз в узком месте. Проложили ливневую канализацию, из-за отсутствия которой дождевая вода образовывала там непроходимый участок. Уровень воды в этом «озере» поднимался порой до самых крыш легковых автомобилей.
Кировская дамба стала похожа на дорогу. Этим летом там завершили практически все работы, единственно – не успели полностью отремонтировать мост через Казанку. Так и оставили под зиму полуметровые дыры по краям дорожного полотна вдоль всего моста. Те, кто ездит постоянно, про них помнят. А вот приезжие рискуют «сковырнуться».
Путепровод на Гаврилова, 30-летний долгострой, наконец превратили в достойную развязку, соединившую улицы Гаврилова и Чистопольскую над проспектом Ямашева. Кстати, отреставрировали и расширили Гаврилова (там раньше можно было делать спецучасток трофи-рейда). Все бы хорошо, но то ли проектировщики ошиблись с масштабом, то ли строители «поджались», но большегрузы в кольца этой развязки не вписываются. Так и проходят повороты: одним колесом по дороге, вторым по земле, обдирая лафеты и прицепы о мачты освещения.
Улицу Достоевского сделали шестиполосной, по три полосы в обе стороны. Теперь узенькая прежде улочка стала настоящей магистралью. Ввод ее в эксплуатацию позволил разгрузить ул. Щапова, выезд с которой на Вишневского ежедневно был отмечен несколькими авариями. Единственно – подпортили вид магистрали жители дома №60. Не захотели переезжать в приготовленные для них квартиры на окраине. И поэтому прямая по плану улица Достоевского справа чуть кривовата. Да и проблему гигантских пробок в районе пересечения улиц Аделя Кутуя и Гвардейской обновленная улица не решила. Сначала, после моста на Абжалилова, три полосы сливаются в две, причем на неразмеченном асфальте, а потом, после поворота на Гвардейскую, водителям вообще приходится ехать гуськом – справа сплошная полоса, отделяющая большую часть дороги под движение городского и муниципального транспорта.
Теперь о более мелких, но не менее важных работах, которые произошли на казанских дорогах
Улица Декабристов (от Воровского до Московского рынка) подверглась реконструкции. Теперь здесь нет ям и заплаток. Асфальт ровный, причем присутствует и так называемый «финишный слой» из специальной мастики. Шире не стало, парковочных карманов не прибавилось, к сожалению. А столб посреди дороги, на перекрестке с Волгоградской, и поныне там – гордо торчит из новенького асфальта.
Новый асфальт уложен на Восстания. Дорожное полотно расширили, стало удобно, и пробки стали появляться реже.
Ул. Амирхана (от Чуйкова до моста через железнодорожные пути) в районе авторынка стала ровней и шире. Правда освещение исчезло начисто, и по вечерам водители «крадутся» там по новенькому покрытию.
Улицу Чуйкова тоже капитально отремонтировали. И точно так же, как Декабристов, не стали расширять. Видно, некуда.
Ул. Васильченко – трассу, соединяющую Московский и Кировский районы с поселком Левченко, отреставрировали к приезду президента России Дмитрия Медведева. Единственно – финишный слой класть не стали. Но это понятно: по технологии покрытие должно «отлежаться», точнее даже не оно, а то, что под ним. К весне грунт кое-где просядет, и тогда можно будет исправить, доделать проблемные места.
Отремонтированы улицы Беломорская, Батыршина, Химическая и Ютазинская.
Улицу Академика Губкина выровняли. Кроме нее сделали ремонт на Южной трассе. Заделали даже то маленькое, но злое отверстие на перекрестке с улицей Журналистов, где за пару дней пробили покрышки или получили боковой порез около 50 легковушек. Кстати, Южная трасса подверглась пусть косметическому, но грамотному ремонту. Если не ямочному, то «ковровому». Но то ли делали все время в темноте, то ли торопились – в перегоне между улицами Сахарова и Ломжинской справа лучше не ехать – чревато шиномонтажом.
На улице Фучика, хоть и не входила она в заявленные городские отчеты по реконструкции, тоже положили ровненький финишный слой. По-видимому, это был «планово-текущий» ремонт, а не капитальный.
Центр, который у всех на глазах
Как и улица Тукая, дождалась капитального ремонта Марджани. Конечно, гонки на ней не устроишь – осталась она в прежних размерах, но и трафик там небольшой. Если еще и набережную вдоль Кабана подлатают, будет красивое место отдыха. Но это скорее задумки на будущее.
Улица К. Маркса (от площади Свободы до улицы Батурина) подверглась капитальному ремонту дорожного покрытия. Разметка, ограждения, тротуары. Под снег недоделки не уйдут. Как и по улице Горького в районе Черного озера.
Улица Чехова тоже стала похожа на городскую, а не на деревенскую. По крайней мере слалом между ямами возле Чеховского рынка прекратился. Еще бы светофоры отрегулировать на перекрестке с ул. Достоевского, и тогда вообще можно будет не волноваться, что кто-то нетерпеливый проскакивает на «почти зеленый».
Перед самым первым снегом успели демонтировать рельсы и положить вместо них слой асфальта на улицах Ершова и Пушкина. Даже разметку не «нарисовали». Пока неясно, какое движение будет там организовано. По логике, автобусы должны вернуться на прежнюю линию – с ул. Пушкина до площади Свободы и дальше по Ершова к парку Горького. Однако, по словам заместителя председателя комитета по транспорту и связи исполкома Казани Николая Стукалова, все автобусы, которые следовали по ул. Карла Маркса, будут двигаться по ул. Горького.
«Пять автобусов, которые ехали от остановки КАИ, будут двигаться до площади Свободы, затем сделают правый поворот на ул. Пушкина и с помощью левого поворота уйдут на ул. Горького, – объяснил он новую схему проезда. – Введенная с целью увеличения пропускной способности улицы Карла Маркса, она будет действовать в дальнейшем постоянно». По-видимому, руководство комитета считает, что устроить постоянную пробку на перекрестке улиц Горького и Пушкина – удачное решение.
Вспомним запланированные, но так и не реализованные планы городской администрации
По словам главы администрации Московского района Казани Александра Лобова, от улицы Васильченко до Горьковского шоссе в этом году должна была быть проложена объездная дорога, чтобы разгрузить подъездные пути к «Технополису» и «Химграду». Даже не начинали.
Строительство двухуровневой развязки на перекрестке ул. Ямашева и пр. Амирхана должны были не просто начать, но делать интенсивно. Сейчас там ведут работы по переносу коммуникаций, и до окончания подготовительных работ еще очень далеко.
Заместитель начальника управления капитального строительства и реконструкции исполкома Казани Юрий Кукаров пообещал завершить реконструкцию ул. Фрунзе и Болотникова до Вахитова. Не успели. Кое-где, конечно, покрытие новое, Фрунзе расширили, однако ясно видно, что и в этом году объект сдан не будет.
Улицу Несмелова тоже хотели «раздвинуть», но, по-видимому, решили ее сместить в сторону, для того чтобы не мешать потоку транспорта. Возят песок, ровняют, дороги пока нет.
Строительство Большого Казанского кольца на участке от Декабристов до Саид-Галеева уперлось в бумажно-бюрократические проволочки. Для того чтобы построить дорогу, необходимо выселить жильцов из 17 домов. Переговоры ведутся, а строительство стоит.
Мамадышскому тракту и мосту через Ноксу опять не повезло: денег на реконструкцию так и не выделили. Ну, а нет денег – нет стройки.
Та же беда приключилась и с Ленинской дамбой, где власти пообещали убрать трамвайные пути. Мало того, что не готов путь от Кировской дамбы к улице Декабристов, так еще и денег нет на реконструкцию самой дамбы и ремонт моста.
Кукаров пояснил, что в Казани существует график, в соответствии с которым проходит ремонт дорог. Поэтому, прежде чем делать дамбу, необходимо решить вопрос с трассой от Саид-Галеева до Декабристов. А там, напомним, те самые 17 домов.
Кроме явных, существуют еще и скрытые строительные «неисправности», к которым все уже привыкли. Например, уже который год на улице Вишневского, на Аметьевской магистрали, как и на целом ряде других небольших улиц, нет финишного слоя.
В общем и целом, дорожные строители со своей работой справились. Не до конца, с огрехами и недоделками, но справились. Ездить можно, а люди мы все к неудобствам дорожным привычные, поэтому давайте отнесемся к ним с пониманием. Как сказал заместитель начальника Казметростроя Вениамин Терзиманов на брифинге по поводу задержки строительства станции «Проспект Победы»: «Были б деньги…»