Парадоксальная ситуация была озвучена на брифинге «О ходе реализации программ дорожного строительства в РТ в 2008–2009 годах», который прошел 29 октября 2008 года в кабинете министров РТ. Несмотря на то, что в этом году 100 населенных пунктов получили подъездные дороги, количество деревень, не имеющих дорог, увеличилось. При этом строители не успевают осваивать бюджетные средства.
«В 2008 году в основном проводились работы по реконструкции федеральной автомобильной дороги М7, – заявил руководитель ФГУ «Волго-Вятксуправтодор» Мухаммат Гатиятуллин. – 108 километров ее в нескольких местах восстановили».
По его словам, сейчас активно идет расширение автодороги Йошкар-Ола – Зеленодольск на участке Сафоново–Залесный. При этом реконструкция нескольких мостов в республике задерживается по причине изменения нормативов: нагрузка на мостовые сооружения в последнее время увеличилась, и сейчас приходится заново пересматривать проектную документацию. Каждый год увеличивая объемы, строители, тем не менее, признают, что существующая система взаимоотношений между строительными организациями, владельцами земли, на которой находится дорога, и контролирующими органами тормозит ход работ.
Особенно это касается региональных трасс. По словам руководителя ГУ «Главтатдортранс» Ильфара Гильмутдинова, в основном задержки случаются из-за владельцев земли, через которую проходят дороги, и инфляции.
«Пока проектируют, регистрируют, пока проходят торги и начинается подготовка к строительству, владелец может три раза смениться, и нам приходится начинать всю процедуру заново, – говорит Ильфар Гильмутдинов, – кроме того, постоянно идет удорожание ресурсов. Бывает, что подрядчик попросту отказывается от объекта по причине невозможности уложиться в выделенные средства».
Как рассказал глава предприятия, крупным строительным организациям не хочется распылять свои ресурсы на множество мелких объектов, дороги местного значения и подъездные пути. За это берутся мелкие фирмы и организации, у которых дела идут неважно. Именно поэтому реализация программы по строительству подъездных дорог к сельским населенным пунктам не то чтобы буксует, но продвигается с трудом.
Тем не менее, уже 100 населенных пунктов в 2008 году получили асфальтовые дороги. А вот общее количество не имеющих подъездных путей деревенек увеличилось, и стало их 1400 против 1305, так произошло после уточнения и пересчета всех данных.
«Из этих 1400 деревень 37 вообще не имеют жителей», – отметил министр транспорта и дорожного строительства РТ Ильдус Фасхутдинов.
По его словам, в 2008 году в отрасли дорожного строительства произошло обновление материально-технической базы. Подрядчики закупили новое оборудование, технику, проводят подготовку кадров. Это позволит в будущем выполнять больший объем работ и осваивать больше средств, считает министр. Положительно оценил он и принятый трехлетний бюджет.
«Такое долговременное планирование снимет многие вопросы дорожников, – отметил глава ведомства. – Подготовить документы на строительство дороги, пройти согласование, экспертизы, тендеры да еще и дорогу построить за год невозможно. Трехлетний план дает нам такую возможность. Асфальтовые дороги до сельских населенных пунктов в Татарстане будут».