На календаре уже середина октября. Еще немного, и ударят первые заморозки. А там и до снега недалеко. Пока еще погода балует относительно теплыми деньками, самое время позаботиться о своем железном коне. Чтобы даже в самые лютые морозы машина заводилась, что называется, «с полпинка», чтобы езда по зимним дорогам была безопасной.
Безусловно, в идеальном варианте в межсезонье машину лучше всего загнать на сервис, где специалисты произведут необходимую диагностику. Однако не всегда и не у всех есть такая возможность. Между тем основные работы по подготовке машины к эксплуатации в зимний период можно сделать и самому.
Итак, первое, на что стоит обратить внимание – это состояние аккумулятора. Проверьте уровень дистиллированной воды и, при необходимости, долейте. Затем зарядите батарею и проверьте плотность электролита. Если она ниже положенных 1,27 – либо доведите ее до положенных величин, либо замените аккумулятор. Иначе в одно далеко не прекрасное для вас морозное зимнее утро батарея «обрадует» вас тем, что попросту откажется заводить промерзший за ночь двигатель.
Коли уж открыли капот, то заодно поменяйте и свечи зажигания. Старые, если они еще в нормальном состоянии и не выработали свой ресурс, можно отложить в сторонку – они еще послужат следующим летом.
Заодно замените охлаждающую жидкость. Если машина старше пяти лет, то перед заливкой нового антифриза промойте всю систему.
Не пожалейте времени и внимательно осмотрите ремень генератора. Он должен быть в идеальном состоянии. Ведь именно от генератора зависит не только подзаряд аккумулятора во время работы двигателя, но и в целом работоспособность всех электрических систем автомобиля.
Замените жидкость в бачке омывателя. Наверняка большинство автомобилистов летом заливали туда воду. Небольшой мороз – и все. Омыватель не работает. Даже если вам удастся разморозить бачок, то лед останется в трубках. И ликвидировать их будет проблематично.
Еще одна жидкость, нуждающаяся в замене – это моторное масло. Менять его нужно вместе с масляным фильтром. При этом рекомендуется лить масло с меньшим индексом вязкости, чем при эксплуатации автомобиля летом. В зиму не рекомендуется заменять минеральное масло, если его используют постоянно, синтетикой – могут потечь сальники.
Теперь лезем под машину. Внимательно осматриваем тормоза и гидропривод тормозной системы. Колодки лучше заменить на новые, даже если они еще в хорошем состоянии. Ведь даже небольшая разница тормозных сил на гололеде может стать причиной заноса. При замене колодок особое внимание обращаем на состояние тормозных цилиндров. Если на них появились следы жидкости – цилиндры безжалостно меняем. Это – признак изношенности манжет. Зимой они могут подложить вам крайне неприятный сюрприз. Заодно можно заменить и тормозную жидкость. Ведь срок ее службы – два года. При этом экономить на «тормозухе», думается, станет только самоубийца.
Теперь переходим к кузову. Его нужно тщательно вымыть и осмотреть. Сколы и царапинки, полученные за время летней эксплуатации, необходимо подкрасить. Иначе к весне эти точки и царапинки «зацветут» всеми цветами ржавчины.
После этого верх кузова необходимо обработать защитным полиролем, например, содержащим воск. Не помешает вымыть также днище и колесные арки. А после того, как они высохнут, обновить слой антикоррозийной мастики.
Вопреки расхожему мнению, что зимой мыть машину необязательно, скажу, что зимой мыть машину нужно гораздо чаще, чем летом. Ведь реагенты, которыми посыпают зимой наши дороги, могут нанести серьезный вред не только лакокрасочному покрытию, но и кузову.
Правда, при мойке зимой стоит соблюдать одно нехитрое правило: не мыть машину зимой горячей водой. Перепад температур губителен для краски автомобиля. Да и в сильный мороз также мыть машину не рекомендуется. Все по той же причине. Лучше дождаться потепления.
И последнее, пожалуй, самое главное: резина. Ездить зимой на летней резине по меньшей мере глупо. Как максимум – просто опасно как для себя, так и для окружающих. Поэтому вопрос о том, «переобуваться или нет» даже не подлежит обсуждению. Однозначно да. Причем в зимние, а не всесезонные шины.
Останется только выбрать, какие шины купить: шипованные или нешипованные. Но и здесь есть один достаточно практичный совет: если вы не собираетесь зимой выезжать за город, то вполне подойдет обычная нешипованная зимняя резина. Ведь зимой, даже в обильный снегопад, на городских дорогах – снежная каша, шипы на которой будут просто бесполезны. А вот если вы собираетесь выезжать куда-то за город, то, однозначно, шипы. Да, кстати, давление в колесах рекомендуют держать чуть выше, чем летом.
И еще один совет: зимой старайтесь заправляться по максимуму. Особенно если машина хранится в теплом гараже. Поверьте, разбирать и прочищать на морозе топливопровод, который забила замерзшая капля воды, образовавшаяся в результате конденсации, удовольствие ниже среднего. Ведь чем меньше топлива, тем больше в баке водяных паров, которые в мороз кристаллизуются и забивают фильтра и топливопровод.
И, пожалуй, последнее: первые несколько километров старайтесь по возможности не лихачить, не скакать на скорости по колдобинам – дайте прогреться амортизаторам. Да и резине прогрев не помешает.
Подытожил все вышесказанное не пожелавший представиться автослесарь фирмы «Авто-Сфера»: «Перед зимним сезоном лучше всего сделать полноценное техобслуживание автомобиля – загнать его на подъемник, посмотреть, в каком состоянии находятся узлы, агрегаты и системы машины, при необходимости заменить изношенные детали».
Между тем ко всем этим советам сотрудники ГИБДД добавляют еще один: «Зимняя дорога – скользкая и опасная, – говорит старший инспектор по особым поручениям отдела информационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД Владимир Побережный. – Поэтому для безопасной и безаварийной езды зимой обязательно необходимо заменить резину на зимнюю и провести полную диагностику тормозной системы. Кроме этого, хотелось бы обратиться к водителям с просьбой зимой вести себя на дороге более спокойно, подавлять в себе вспышки гнева и агрессии. Мгновенная вспышка ярости на зимней дороге может привести к необратимым последствиям».
Фото: Фото с сайта www.soamo.ru