Сегодня, 2 октября 2008 года, в Госсовете РТ был рассмотрен проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Члены комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству обратили внимание на то, что в проекте отсутствует статья о компенсации расходов, связанных с перевозками пассажиров по социальным проездным документам. Депутат Государственного совета РТ, начальник управления метрополитена МУП «Казанский электрический транспорт» Асфан Галявов поинтересовался у представителей министерства финансов РТ, каким образом перевозчикам будут компенсироваться расходы.
Представители минфина объяснили, что в проекте на предстоящий год средства на компенсацию расходов перевозчиков не предусмотрены, что вызвало недоумение среди депутатов. Глава комитета Марат Галеев напомнил, что необходимость выполнения государственных обязательств, установленных законом «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан», была отмечена и в ходе принятия бюджета на текущий год. «Странно, что вы при разработке бюджета не учитываете действующего закона, – обратился он к представителям министерства финансов РТ. – Как будто его и нет вовсе. Ведь бюджет должен составляться на основе Конституции и действующего законодательства. Непонятно то, что правительство позволяет себе не замечать при этом наши же законы. Не компенсируете расходы – тогда отмените эти льготы!»
Самой распространенной формой обеспечения проезда граждан льготных категорий стали так называемые региональные социальные проездные билеты. Эти билеты предоставляют право на неограниченное количество поездок в городском и пригородном сообщениях на всей маршрутной сети региона. Еще одной формой стало введение муниципальных социальных проездных билетов, дающих право проезда в границах территории соответствующих муниципальных образований. Одновременно льготникам предоставляются фиксированные скидки по оплате разового проезда в пригородном сообщении.
За разъяснением, что происходит в области муниципальных перевозок и компенсации стоимости проезда льготных категорий граждан, мы обратились к председателю комитета по транспорту Айдару Абдулхакову.
«Не случилось ничего из ряда вон выходящего, – считает Айдар Камилевич. – Мы работаем без каких-либо компенсаций уже с 2005 года, когда была проведена монетизация льгот и отменены всякие дотации. То есть понимаете, мы так и работали. Да, в прошлом году были вопросы по учету количества льготников, интенсивности их поездок. С введением пластиковых карт ситуация прояснилась – стало видно, что так называемые выпадающие доходы существуют. Свои соображения по этому поводу мы отправили на рассмотрение в министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ. Вопросы такого уровня решаются там.
«В городе сегодня работает 14 частных предпринимателей, которые занимаются пассажирскими перевозками, – говорит Асфан Галявов. – Они до сих пор не могут дождаться от республики компенсации за перевозку пассажиров с едиными проездными билетами, тогда как федеральный центр свои обязательства в части компенсации расходов, связанных с федеральными льготниками, выполняет. Только за последнее время три частных предпринимателя сдали свои автобусы, потому что не в состоянии выполнять лизинговые обязательства. Если так пойдет, в городе не останется автобусов».
То, что три частных перевозчика отказались от дальнейшей работы и сдали взятые в лизинг автобусы обратно – правда, – заявил Айдар Абдулхаков. – Однако причины здесь не в компенсациях. В одном случае мелкое предприятие объединилось с более крупным, в другом – были внутренние проблемы. То есть каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Хотя недополученная прибыль, безусловно, есть. Мне хочется надеяться, что во втором чтении статья о компенсации расходов, связанных с перевозками пассажиров по социальным проездным документам, в бюджете все же появится», – подытожил Айдар Абдулхаков.