Едкая грязь на дорогах, белые соляные разводы на обуви и сквозные дыры в крыльях машин могут и должны кануть в прошлое. Это выяснилось на сегодняшней выставке «Энергетика. Ресурсосбережение 2007». Разработчикам антигололедного реагента «АГР» досталась очередная награда. Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ представило технологию по применению эффективного и безопасного средства избавления дорог ото льда. Но кто возьмется за внедрение этого замечательного заменителя соли?
«АГР – самый экологически чистый и удобный в применении реагент, – рассказывает ведущий консультант отдела инноваций министерства транспорта и дорожного хозяйства Андрей Селиванов. – В отличие от других смесей он не дает побочных реакций и эффектов, очень активен по отношению ко льду и не требует дополнительных мероприятий по уборке. Разве что снеговую смесь смести с дороги. Сейчас, в силу своей высокой стоимости, он применяется только на мостах и мостовых переходах в Казани и окрестностях. Это позволяет исключить коррозионное воздействие на металлические элементы конструкций».
Проблема вредоносного действия технической соли, которую дорожные службы рассыпают по дорогам во всех крупных городах и в Казани, волнует всех уже давно. До последнего времени применение жидких средств борьбы со льдом не приносило особого эффекта. В Москве, например, технология «полива» улиц предусматривает полную уборку реагента с покрытия, во избежание эффекта «замыливания», сильно снижающего сцепные свойства асфальта. Да и соль, кстати, при определенной влажности и температуре вызывает обратный эффект – образует на асфальте слой очень прочного льда, за который могут зацепиться только шипованные колеса. Не в этом ли причина любви наших водителей к шипам? В Европе, например, доля такой резины на автомобилях не больше 20%. У нас – 90%.
«Мой жидкий антигололедный реагент, который представляет собой водный раствор тригидрата ацетата натрия, трудно назвать новинкой, – комментирует событие автор этого проекта директор ООО «Полисандр» Александр Шабалин. – Впервые его начали применять еще в 2003 году на цельнометаллическом мосту через Каму. В то время у нас были опытные количества этого вещества, и применять его массово просто физически было невозможно. За четыре года, впрочем, мало что изменилось.
Технология внедрена на двух химических заводах республики, но выпуск АГРа делается «по требованию» очень малыми количествами. Поэтому и цена его несоизмеримо больше цены на соль. Однако если производство будет налажено, то уже при объемах выпуска 100 000 тон в год, его цена упадет до десяти рублей за килограмм. Импортные аналоги, кстати, стоят от 2,5 до 3-х долларов за литр. Я думаю, что государство пока не готово осмыслить всю пользу моего изобретения. Но если посчитать, сколько вреда окружающей среде, обуви, автомобилям, дорожному покрытию приносит соль, то тогда все сразу расставится по своим местам. Казанские власти пока не торопятся, в отличие от руководителей Чувашии. Те уже готовы купить мою технологию и производить АГР в промышленных масштабах».
Приходится признать, что наши власти действуют в лучших традициях советского времени, когда технологии перекупают «заграничные капиталисты», а потом продают нам готовый продукт, но уже совсем за другие деньги. А на наших дорогах пока по старинке – соляная каша.