21 сентября в Казани пройдет акция «Как не задавить велосипедиста». На оживленных перекрестках города автомобилистам будут раздавать красочные буклеты с просьбой внимательнее относиться к двухколесным участникам дорожного движения. Акцию проводит инициативная группа сайта о велосипедах и велопутешествиях «Негонки».
Отношения между участниками движения на казанских дорогах всегда было непростое. Подрезать, чтобы встать вперед на светофоре, не уступить дорогу, припарковаться так, что остальным водителям приходится протискивать машины разве что не боком, проскочить на красный, отчаянно моргая дальним и, сигналя, развернуться, где захотелось, не включить поворотник – признак казанского воспитания. Точнее, его отсутствия.
Мало того, что от этого страдают сами водители, в лучшем случае царапая краску на крыльях или подсчитывая «потери» после более серьезных ДТП, своим хамством они ставят под угрозу жизни других участников движения – пешеходов, велосипедистов, скутеристов и байкеров. В этом плане автомобилист всегда защищен: вокруг него куча железа, салон и есть ремень безопасности. Тогда как у пешехода или велосипедиста – только одежда. У водителей есть даже специальное название для пешеходов, переходящих улицу по «зебре» – кегли. А врачи цинично называют байкеров «банк органов». В смысле, почки, сердце, роговица...
Однако на дороге правила существуют совсем не для того, чтобы их нарушать. Практически любое нарушение опасно тем, что может унести здоровье или жизнь человека. А велосипед, например, согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения – «Транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем». То есть на велосипеде, равно как и на скутере и на байке, едет водитель транспортного средства. И к нему соответственно применимы все остальные пункты правил без исключения. Более того, велосипедист подлежит проверке на алкоголь и обязан предоставлять велосипед сотруднику ГИБДД в случаях, оговоренных ПДД. Кстати, о правилах: для двухколесных средств передвижения ограничений гораздо больше, чем для автомобилистов.
Конечно, не все и не всегда выполняют эти правила, особенно дети и подростки. Встречаются и упертые нарушители, однако общей картины это не меняет – большинство любителей «покатушек» – адекватные люди, разбирающиеся в ПДД и выполняющие их требования. В целом их можно отнести к категории довольно осторожных и неконфликтных участников дорожного движения. Незащищенность по сравнению с водителями автомобилей заставляет их быть более внимательными и уступать в спорных ситуациях. Тем не менее, как показывают всевозможные опросы и тестирования, только тридцать процентов водителей положительно или с пониманием относятся к велобайкерам. Семь процентов их не замечают, пятьдесят один процент опрошенных водителей признались, что те их напрягают и двенадцать – что «они уже задолбали». Парадокс в том, что те, кому «задолбали», и есть в большинстве случаев самые злостные и хамоватые нарушители, которым на дороге мешают буквально все.
Как говорят велосипедисты, чаще всего нарушают и хамят водители «ТАЗиков». Иномарки более уступчивы и терпеливы. Видно, там за рулем сидят более воспитанные люди.
«Чаще всего нас сбивают на перекрестке при повороте направо, – рассказывает Борис (Dino Lippi), – следуя правилам, водитель транспортного средства, собирающийся туда повернуть, должен принять максимально вправо и убедиться в отсутствии помех для маневра. Самые правые чаще всего оказываются велосипедисты, так как машины поворачивают не из крайнего положения, а водитель, даже если видит приближающегося велобайкера, никогда не прекратит маневр. В результате, байкер – на капоте авто или на земле».
«Еще автобусы любят прижимать к обочине, – подхватывает разговор Женя (Crazy), – обгоняют и, не пропустив, подруливают к остановке и открывают двери. Приходится экстренно тормозить или запрыгивать на пешеходную дорожку».
«Ну, я знаю одного водителя автобуса, который пропускает велосипедистов. Вот, меня один раз пропустил, когда отъезжал от остановки», – смеется Борис.
«Надо что то делать, – размышляет Марат (Martyn), – но без давления «сверху» ситуация не изменится. Нужно, чтобы этой проблемой заинтересовались городские власти и начали кампанию по улучшению ситуации. Наши попытки обратить на себя внимание резонанса пока не имеют».
«А мы не молчим, мы вот листовки распространяем, – говорит Костя (Flashback) администратор сайта о велопутешествиях «Негонки», – в Набережных Челнах акция прошла хорошо, да и водители там более доброжелательно к нам относятся. Скоро и в Казани будем раздавать листовки на перекрестках. Однако это проблему не решит. Нам нужна помощь города, политика, а не разовые мероприятия».
«Причем нужно, чтобы инициатива поступила сверху, а не снизу, – вступает в разговор Айдар (Shon), – я сам работаю в государственной структуре и знаю, что чиновничий аппарат очень неповоротлив. Пока бумага пройдет все кабинеты, получит все подписи и будет согласована, столько времени пройдет, что мы состаримся».
Опыт постепенного и бескровного решения этого вопроса во всем мире накоплен немаленький. Например, В Санкт-Петербурге члены клуба «ВелоПитер» при поддержке спортивного магазина «Меридиан» создали листовку для автомобилистов. В ней описаны основные пункты ПДД, касающиеся поведения велосипедиста и автомобилиста на дороге. Также собрана статистика основных причин, по которым происходят авто-вело ДТП. Такими же заботами бывают заняты в начале сезона байкеры. Акции, показательные выступления, плакаты...
В Голландии пошли еще дальше: чтобы уменьшить количество ДТП с участием пешеходов, велосипедистов и машин, власти города Драхтен убрали с улиц все светофоры.
Парадоксально, но факт – в городе исчезли пробки и на девяносто процентов уменьшились ДТП. Причем, с начала эксперимента не погиб ни один человек. Хотя, раньше бывало несколько случаев в год. Философия его проекта такова: дорожное движение должно быть не отделено от всей остальной человеческой деятельности, поэтому на улицах должны отсутствовать традиционные «атрибуты» вроде светофоров, разметки и дорожных знаков. То есть в целом проезжая часть не отличается от тротуара или велосипедной дорожки, а автомобилисты не являются «королями», а двигаются на равных со всеми остальными участниками дорожного движения.
«Мы положительно относимся к велосипедистам», – ответили на мой вопрос о том, делается в городе в этом плане, в Комитете по делам молодежи и спорта города Казани.
Остается добавить: товарищи автомобилисты, велосипедисты –такие же участники движения, как и вы, старайтесь не создавать им искусственных проблем на дорогах, будьте внимательными и великодушными.