С Альфредом Валерьевичем мы знакомы не первый год. Редактор казанского справочника-газеты, что такое автомобиль, знает не понаслышке. Он постоянный участник тест-драйвов, обкатал все существующие на казанском рынке отечественные и импортные машины. Создается впечатление, что в деловых автокругах это самый популярный человек.
– Как давно выпускается журнал «Автоклуб Казань»?
– В этом году мы отметили пятилетие газеты. Первый номер вышел 22 июня 2002 года. Идейным вдохновителем всего проекта была наш главный редактор – Пигалева Людмила Николаевна, а выход первого номера был приурочен к проходившей тогда в Казани автомобильной выставке. Вообще это была в то время идея «супер» – аналогов подобной газеты в России еще не было. Как раз тогда начала развиваться «автотема» – строились автосалоны, увеличился парк машин и количество марок продаваемых авто, да и спрос заметно вырос. Мы решили, что найдутся люди, которым будет интересно не только читать наши новости, но и посредством газеты найти своего покупателя или продавца понравившегося автомобиля. В выборе направления не ошиблись. И хотя были периоды трудностей и разочарования, мы смогли преодолеть все возникающие на пути сложности и практически с первого номера газета выходит как часы, день в день.
– Насколько актуальна и востребована информация в журнале?
– С момента создания количество информации в нашей газете заметно выросло. Соответственно возрос и интерес к изданию со стороны читателей. Пунктов распространения газеты более 350 и при тираже 15 тысяч расходится она в течение двух-трех дней. Доходит до того, что читатели договариваются с продавцами газет и журналов, «чтобы оставили». То есть даже если весь тираж раскуплен, для своих всегда найдется припрятанный «под прилавком» свежий номер. Это и есть самый яркий показатель актуальности и востребованности нашего издания.
– Кто вас читает?
– Мы позиционируемся как казанский автосправочник. В нашей газете сосредоточена вся около-автомобильная информация Казани. Деловые люди находят здесь необходимую для бизнеса информацию, контакты, москвичи ищут партнеров в нашем регионе. Для простых обывателей, которые хотят купить или продать машину, у нас существует рубрика, в которой собрана практически полная информация по автомобилям и ценам. Предложения автосалонов так же отслеживаются. Это кропотливая работа, но она приносит свои плоды. К тому же распространяется тираж в таких местах, где бывают все те, кто хоть как-то связан с автомобилем. Это и автосалоны, и автозаправочные станции, и станции техобслуживания.
– Какие автомобили покупают наиболее активно? Наши или импортные?
– Я могу сказать, что на сегодняшний день продажи отечественных автомобилей упали на 28 процентов. Вообще, Казань – это как маленькая модель России. Все тенденции общероссийского автомобильного рынка очень четко прослеживаются. Год назад наш город стал третьим по России с самым молодым парком автомобилей. Скорее всего, это тенденция нефтяных регионов – Тюмень, Ханты-Мансийск и Казань. Сейчас мы четвертые в списке. Старых машин на улице становится все меньше. Куда они уходят? Возможно, в Чувашию, Марий Эл, Удмуртию. Может быть, и в другие регионы. Самые популярные модели в Казани – это «Тойота Королла», «Форд Фокус», «Рено Меган», то есть автомобили «С» класса. Модели от 450 до 550 тысяч рублей.
– Каковы тенденции автомобильного рынка Казани?
– Сейчас пошла волна популярности машин класса «А»: Daewoo Matiz, Fiat Panda и Nissan Micra и «В» класса Opel Corsa, Volkswagen Polo и Hyundai Getz. В основном автомобили «А» класса – для молодых девушек и женщин. А в класс «В» попадает и наша «Калина». Большие автомобили пока не очень популярны, хотя в Европе и в мире существует тенденция в последнее время – увеличение размеров машин.
– Кто, по вашему мнению, является наиболее сильным игроком на нашем рынке?
Ну, тут ведь как получается: чем большее количество марок предлагает к продаже автосалон, тем более уверенно он чувствует себя на рынке продаж авто. Соответственно, чем больше брендов предлагает автосалон, тем увереннее и стабильней он работает. Называть конкретные автосалоны не буду, чтоб не обидеть тех, кого не назову.
– Что вы можете сказать об экспансии китайских автомобилей на нашем рынке?
– Вообще это очень интересная тема. Владельцы автосалонов, торгующих китайскими автомобилями, приятно удивлены тем, как их автопром оперативно реагирует на требования рынка и отслеживает все отзывы – и положительные, и отрицательные. Это хорошо видно при тестировании. За год из «сырой» машины китайцы делают вполне работоспособную модель, на которой приятно ездить. Но есть у их машин один, как мне кажется, большой недостаток. Китайцы изначально используют недорогие материалы. Плохое железо, дешевую обивку салона. Скорее всего, это связано с процессом ценообразования. Чтобы «задавить» конкурентов невысокими ценами на автомобиль. По слухам, у них есть заводы, где используется дешевая рабочая сила. Люди буквально работают за плошку риса. Но такие машины вообще не стоит покупать! Что хорошего может выйти с такого конвейера? В последнее время, правда, ситуация меняется. Китай идет по пути корейских производителей – заводы роботизируются, покупаются лицензии, то есть производство китайских машин входит во вполне цивилизованное русло. Тем не менее в Европе китайские машины не продаются, а у нас они ударили в самое больное место нашей экономики. Весь вопрос в цене. Китайские и корейские автомобили предлагают все те же «навороты», что и европейцы, но за гораздо меньшую цену.
– Что это – политика компании или действительно фактор использования дешевых материалов?
– Мне кажется, что необходимо рассмотреть этот вопрос вот с какой точки зрения: культура производства автомобилей в Европе гораздо выше, чем в Азии. Это и определенной величины уровень заработной платы рабочим, и организация самого рабочего процесса, работа по обеспечению экологической безопасности производства, соответствующие выплаты в бюджет. Но самое главное, европейские производители просто не могут себе позволить использовать дешевые материалы и комплектующие. Они должны «держать марку». Отсюда и цена, тем более если модель «брендовая». Покупая бренд, вы ведь еще и платите за марку.
– А чем это может грозить нашему авторынку?
– Дело в том, что наши и китайские автомобили находятся в одном ценовом сегменте. Но за ту же цену мы получаем в случае с «корейцами» и «китайцами» ГУР, кондиционер, климат контроль, АБС и подушки безопасности. В отечественных машинах этого ничего нет. Меня вообще удивляет позиция наших производителей. Неужели так сложно установить кондиционер или подушки безопасности? Неужели законы рыночной экономики для отечественного автопрома не работают?
– Смогут ли наши автозаводы пережить вступление России в ВТО?
– Еще недавно мне казалось, что постепенно ситуация начнет улучшаться и что есть будущее у наших отечественных автомобилей. Теперь я все больше склоняюсь к мысли, что вступление России в ВТО окончательно подорвет все то, что пока само еще не рухнуло. Самостоятельно выбраться из кризиса нашим производителям будет практически невозможно, и, скорее всего, все мощности будут проданы западным компаниям.
– Оцените деятельность КанАвтоВаза?
– Ничего не могу сказать, очень сложные люди. Единственное, что наличие возможности зарегистрировать и сделать техосмотр в месте покупки автомобиля удобно для потребителя. Все остальное – как и почему такие возможности сосредоточились в одних руках – дело чиновников, мне не хотелось бы это комментировать.
– На заправках появилось дизтопливо «Евро-3». Насколько оно может соответствовать стандартам? Не уловки ли это продавцов топлива?
– Вообще я доверяю компании «Лукойл» и не думаю, что они будут идти на заведомый обман покупателей. Возможно, что у них есть такие производственные мощности, которые позволяют получать дизтопливо по европейским стандартам. Однако я ничего подобного не слышал и не видел в прессе.
– Значит все-таки уловка продавцов?
– А что такое 95 бензин? Это уловка или нет? Возьми 92-й бензин, добавь присадки и получается нечто, которое мы покупаем под маркой 95-го на наших заправках. Возможно, что и здесь происходит то же самое.
– Какие марки автомобилей вам симпатичны?
– Здесь у меня две крайности: низколетящие спортивные автомобили. Понимаю, что по нашим дорогам это нереально, и замечаю в последнее время, что начинает хотеться чего-то большего. Есть хорошая фраза: автомобиль как трусы – в молодости ходишь в обтяг, а с возрастом хочется простора. В смысле более просторного автомобиля. Toyota Celica, Mitsubishi Eclipse например. И все чаще я думаю, что, скорее всего, это должен быть кроссовер. По нашим-то дорогам, по гололеду и грязи, по ухабам и дырам... Я думаю, что больше всего мне нравится Volvo XC 70 Cross Kountri и Subaru Outback. Мне кажется, что это наиболее достойные представители своего класса, и они прекрасно вписываются в наши дорожные условия. Вообще я люблю спокойную езду. Меня не смущают пробки, я получаю удовольствие от процесса вождения машины. Я даже приветствую ужесточение штрафов, думаю, это должно хоть немного дисциплинировать водителей на казанских дорогах.