Авто Или комфорт, или проходимость

Или комфорт, или проходимость

На прошедшей неделе в Казани произошло сразу два интересных события: фестиваль внедорожного туризма «Джип-Армада» и тест-драйв Land Rover, посвященный 60-летию марки. Участие и в том, и в другом мероприятии позволило сделать некоторые выводы по поводу вне

" src=

На прошедшей неделе в Казани произошло сразу два интересных события: фестиваль внедорожного туризма «Джип-Армада» и тест-драйв Land Rover, посвященный 60-летию марки. Участие и в том, и в другом мероприятии позволило сделать некоторые выводы по поводу внедорожников.

Практика показывает, что производители таких автомобилей все больше внимания уделяют комфорту водителя и пассажиров, что не может не сказаться на основном предназначении полноприводной техники – проходимости. Это было заметно на тест-драйве всех популярных у нас марок Land Rover, которую организовала компания ТТС. Практически все из них, кроме разве что Discovery 3, застревали в рыхлом песке на берегу Казанки. Попытки вытащить машины силами экипажей и зрителей успеха не имели – пришлось вызывать машину поддержки. Всевозможные электронные системы стабилизации, перераспределения тяги на каждое колесо в отдельности, автоматические блокировки и режимы не справлялись – как только грунт становился рыхлым, авто садились «на брюхо». Самая популярная поговорка в это время была: «Чем лучше джип, тем дальше бежать за трактором».

От чего зависит проходимость

Основное отличие внедорожника от обычного автомобиля – возможность привода на все колеса. Полный привод может быть постоянным или отключаемым. Большинство современных машин этого класса снабжены отключаемым приводом передних колес. Действительно, при движении по хорошей дороге нет необходимости в полном приводе. Для отключения переднего кардана от раздаточной коробки достаточно повернуть рычаг или нажать кнопку. Но в таком случае колеса остаются в зацеплении с полуосями, редуктором и карданом и при движении вращают все эти детали. Это оказывает сопротивление движению и повышает расход топлива. Для отсоединения колес от полуосей предусмотрены колесные муфты. Они могут включаться автоматически и вручную.

Автоматические колесные муфты имеют центробежный принцип действия. Они включаются, когда полуось двигается быстрее колеса. Для включения достаточно подключить передний кардан раздаткой и тронуться. Для отключения – отключить передний кардан и проехать один метр задним ходом. Однако автоматические муфты имеют несколько существенных недостатков: они менее надежны, чем ручные, их включение сопровождается ударом, что разбивает трансмиссию и снижает проходимость, они запаздывают с подключением колес при движении враскачку, что существенно снижает шансы на успех.

" src=

Автомобиль, снабженный межосевым дифференциалом, как правило, не имеет возможности отключения одного из мостов. Это называется постоянно полный привод (Full Time WD). Он безопаснее на дороге, но менее экономичен и сложнее по конструкции. Однако возможность двигаться с полным приводом по любому покрытию очень полезна зимой, когда участки заснеженной дороги чередуются с чистым асфальтом. В таких случаях владельцам джипов, не имеющих межосевого дифференциала, приходится в ущерб безопасности двигаться на заднем приводе. Однако наличие дифференциала снижает проходимость автомобиля. Дифференциал устроен так, что он передает усилие туда, где меньше сопротивление. Достаточно забуксовать одному колесу, и перестанут вращаться все остальные. Наличие межосевого дифференциала требует устройства для его блокировки, что усложняет и удорожает конструкцию. На дешевых машинах в качестве межосевого дифференциала применяются вискомуфты, блокировка отсутствует.

Возможность передавать на колеса большой крутящий момент решается при помощи понижающей передачи в раздаточной коробке. Для работы в таком режиме детали трансмиссии (карданы, редукторы, полуоси) должны иметь большой запас прочности. «Паркетник» может не иметь понижающей передачи и, соответственно, иметь более слабую трансмиссию, что позволяет уменьшить стоимость и вес. Но даже глубокий снег окажется для такого автомобиля непреодолимым препятствием.

Блокировки межколесных дифференциалов, безусловно, повышают проходимость автомобиля. Однако во многих очень неплохих внедорожниках жесткие межколесные блокировки отсутствуют.

Подвеска от разных марок

По конструкции подвесок внедорожники можно разделить на три категории.

Зависимая передняя и задняя подвески. Это высшая каста внедорожного «племени», но покупают их только единицы – охотники, любители внедорожных путешествий и приверженцы определенной марки. Всем остальным нужно крепко подумать, прежде чем решиться на приобретение профессионального внедорожника, причем не столько из-за невысокого комфорта, сколько из соображений безопасности. К тому же цена машин довольно высока, а езда в них по городу может сильно утомлять. Это Toyota Land Cruiser (серии 4, 5, 6, 7, 8 и 105), Land Rover (Discovery и Defender, а также RangeRover), Nissan Patrol, Chrysler Jeep (Cherockee, Grand Cherockee, Wrangler), Chevrolet Blaiser, Mercedes G-класса (Gelandewagen), Chevrolet Blaiser, а также наш УАЗ.

Независимая передняя, зависимая задняя подвески (как правило, это большинство SUV-автомобилей). Такие машины позволяют с комфортом ездить по городу и умеренному бездорожью. Однако злоупотреблять ездой по грязи не следует: они могут преодолеть многое, но если часто колесить по лесам и болотам, то автомобиль просто не выдержит и сломается. Что касается езды по асфальту, то водитель такой машины должен быть внимательным и помнить, что прохождение поворотов на высокой скорости может закончиться переворотом: центр тяжести у такого автомобиля намного выше, чем у обычного легкового, а вес больше. Это Mitsubishi Pajero, Nissan Terrano (Ford Maverik), Toyota (4Runner, Prado, Land Cruiser 100), Isuzu Trooper, Opel (Frontera, Monterey), Chevrolet (Blaiser, Tahoe, Suburban), Ford Explorer, а также наша «Нива» (правда, отсутствие рамы делает ее права в этом классе довольно шаткими).

Все колеса имеют независимую подвеску. У таких машин, как правило, полный привод и увеличенный (по сравнению с легковыми собратьями) дорожный просвет. Многие из них больше подходят для езды по дорогам и непригодны для тяжелого бездорожья. Однако если off-road в вашем представлении — это не езда за трактором, а разбитая дорога на дачу, в лес, к реке или к озеру, то прочности и проходимости любого автомобиля данной категории будет вполне достаточно. Это Mercedes M-класса, Lexus RX, BMW X5, Toyota Rav4, Honda CRV, Subaru Forester, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail и Land Rover Freelander.

Если комфорт не главное

«Что касается парка автомобилей, которые действительно преодолевают сложные препятствия и могут обойтись без трактора даже в самом дремучем лесу, то здесь сомнений не остается, – говорит президент казанского «Офф-роуд» клуба Константин Болдышев. – Взгляните, на чем передвигаются члены нашего клуба. В 95 процентах случаев это специально подготовленные УАЗы».

Однако тех, кому действительно нужны настоящие «вездеходы», не так уж и много. Поэтому даже самый лучший внедорожник, помимо отменной проходимости, обязан иметь еще и приемлемые ходовые качества: плавность хода, хорошую управляемость – ведь ездить в большинстве случаев приходится по городским улицам. Парадокс, что в этом случае требования к машине будут противоположными: у дорожного автомобиля должна быть длинная база (такая машина меньше «козлит» и гораздо более управляема при заносе), мягкая подвеска, хорошо отрабатывающая неровности, острое и чуткое на высоких скоростях рулевое управление.

" src=

Ну а что касается действительно внедорожников, которые способны проехать по влажному лесу, форсировать небольшую речку или болото, не застрять среди пеньков и поваленных деревьев, то выбор наших соотечественников простой – УАЗ. Как показали соревнования по внедорожному туризму «Джип-Армада», это самые универсальные в своей проходимости машины. Даже без специальных «военных» мостов на обычных колесах и без «лифтованной» подвески они способны очень на многое.

«Третий раз я выезжаю на такие мероприятия, – говорит победитель второго дня соревнований по внедорожному туризму для машин класса «стандарт» Дмитрий Кудряшов. – Первый раз не участвовал – просто смотрел, затем попробовал свои силы в «Королевской охоте» (трофи-рейд с ориентированием). Получается, что сам проехал только два раза. Еще со мной были два штурмана: Дмитрий Семагин и Марсель Нуруллин. Экипаж нужен обязательно – проверить брод, подтолкнуть машину, проследить по карте направление движения. В первый день «Джип-Армады» был спринт, мне показалось это не очень интересным. Множество поворотов требуют установки гидроусилителя руля. Да УАЗик и не предназначен для скорости. Его стихия – бездорожье. Вот так прокатиться очень интересно. В общем зачете наш экипаж занял второе место, и я считаю, что это очень хороший результат». Кстати, с результатами соревнований можно ознакомиться здесь.

Получается, что потенциальному потребителю, в принципе, есть из чего выбрать, если закрыть глаза только на проходимость. Все остальное поддается логическому анализу, и выбрать семейный автомобиль для прогулок по грязным или умеренно разбитым дорогам, в принципе, можно. Кстати, по статистике 90% владельцев внедорожников никогда в жизни не используют всех возможностей своих автомобилей. Именно поэтому многие из них получают в современных модификациях независимую пружинную подвеску (никаких рессор и торсионов), реечное рулевое управление и комфортабельный салон. Такую машину, конечно, тоже можно довести до уровня «профессиональных» вездеходов. Но для этого потребуется узконаправленный и дорогостоящий тюнинг. Чтобы получился настоящий «проходимец», следует установить специальные колеса с «зубастыми» покрышками, увеличить дорожный просвет, оснастить автомобиль лебедкой и комплектом спецоборудования. Но в этом случае придется забыть об удобной посадке, динамике и управляемости. Тут главное понять: комфорт и бездорожье – понятия несовместимые.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем