В Казани поэтапно переходят на бескондукторную оплату проезда в краснобусах. Вот буквально в начале декабря на двух городских маршрутах установили компостеры, и в некоторых автобусах убрали кондукторов. Казанские власти планировали перейти на бескондукторную оплату повсеместно к концу этого года, однако, по всей видимости, переход будет происходить поэтапно.
После того, как в троллейбусах и трамваях установили исключительно бескондукторную оплату, без работы осталось 224 кондукторов. Подобная участь в недалеком будущем ждет и кондукторов автобусов.
Редакция 116.RU поговорила с теми, кто совсем скоро может остаться без работы. Рассказываем, как кондукторы краснобусов относятся к этому и действительно ли компостеры смогут заменить живого человека.
Для начала мы решили опросить тех кондукторов, которые сейчас по сути выполняют задачи контроллера (речь идет про маршруты № 72 и № 75, там компостеры установили, но кондукторы продолжают пристально следить за тем, чтобы все пассажиры купили билеты).
В одном из таких краснобусов кондуктора будто бы и не было, однако, увидев наше смятение, девушка с восточной внешностью и платком на голове подсказала, что здесь нужно оплачивать проезд с помощью компостера.
На вопрос: «Вы кондуктор?», наша собеседница лишь кивнула. Но спустя минут пять, когда мы подошли к ней вновь задать вопросы о бескондукторной оплате, девушка замешкалась и сказала, что она вообще здесь не работает. Как говорится, сомнительно, но окей.
Для понимания: немногословными было большинство кондукторов, и почти все из них, судя по всему, прибыли в нашу страну с Ближнего Востока. Еще из примечательного: к удивлению, большинство кондукторов, которые нам попадались — молодые парни всё также с восточной внешностью. Почти все из них будто бы равнодушно отнеслись к тому, что совсем скоро с ними попрощаются. Другие же и вовсе не знали о том, что город переходит на бескондукторную оплату проезда.
— И? У меня есть другая работа, — невозмутимо сказал один из кондукторов краснобуса.
— Работа есть, найдется, — лаконично отметил другой наш собеседник.
А вот женщины оказались более разговорчивыми. Одна из «опрашиваемых» рассказала, что бескондукторную оплату введут только в МУП ПАТП № 2.
— У нас постоянно будут кондукторы, это второй ПАТП будет без кондуктора. Дышим пока спокойно. Дальше посмотрим как скажут, пока неизвестно, — сказала сотрудница ПАТП № 1.
Еще одна наша собеседница высказалась, что бескондукторная оплата проезда пойдет в убыток предприятиям.
— Вчера одна женщина говорит: «Восемь человек зашло в троллейбус, только я одна оплатила, остальные сидели». Тогда просто убыток будет, потому что не все оплачивают. Сегодня вот было: дают карту, она либо в черном списке, либо вообще недействительна, либо недостаточно средств. <…> Ну, если уволят — уволят, другую работу найду, — высказалась кондуктор краснобуса.
Мы также поговорили с кондуктором, который уже больше пяти лет работает во втором автотранспортном предприятии. Нашему собеседнику пока еще не говорили о том, что скоро в краснобусах установят компостеры.
— Когда кондукторов не станет, народ уже не будет оплачивать проезд. К примеру, 10 человек зайдет, 5-6 оплатят, остальные не оплачивают. Своими глазами видел такое в трамвае. Когда контроль есть, люди боятся, прикладывают карту. <…> У меня есть права, думаю, в дальнейшем либо таксовать, либо водителем стать, — поделился кондуктор.
Небольшой опыт в бескондукторной оплате уже имеется у «Метроэлектротранса». В июле этого года все троллейбусы и трамваи внедрили на маршрутах компостеры. Как говорил директор МУПа Айдар Абдулхаков, несмотря на то, что «зайцы» никуда не делись, отказ от кондукторов помог сэкономить почти 1,2 млн рублей.
Самих кондукторов, по словам Абдулхакова, не увольняли. Им предлагали переобучиться на слесарей, водителей и контроллеров. А за всё время, что существует бескондукторная оплата проезда в Казани, по словам гендиректора «Метроэлектротранса», не оштрафовали ни одного «зайца».
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!