Башкирия нашла деньги для ремонта моста на границе с Татарстаном. На работы, которые растянутся на несколько лет, направят почти миллиард рублей. Это следует из информации на госзакупках. Рассказываем, кому достался такой увесистый контракт.
Мост через реку Ик построили в 1948 году, то есть на текущий день переправе уже 76 лет. При этом Шакшинский мост в Уфе возвели в 1984 году — и он уже был не очень пригоден для использования. Соответственно, мост в городе Октябрьском и подавно требовал обновления.
В феврале 2023 года переправу закрыли. Как говорили в администрации Октябрьского, это было сделано из-за аварийного состояния. В итоге жители прилегающих поселений Татарстана оказались в сложной ситуации: некоторые работают и учатся в Октябрьском, мост был короткой дорогой, которой теперь нет.
Объезды придумали, но они увеличивают время в пути.
Мост, кстати, называют «двухчасовым» или «самым долгим в мире». Всё потому, что пока дойдешь из Татарстана в Башкирию, пройдет два часа: именно такая разница во времени между двумя соседствующими регионами. У наших соседей на пару часов меньше.
Оба региона — Башкирия и Татарстан — не брались за ремонт. Первые говорили, что у них нет денег, вторые — что мост находится в границах Башкортостана, а значит, это их забота. Но к концу 2023 года стороны всё же пришли к пониманию, что с этим мостом надо что-то делать.
Однако деньги всё равно надо было где-то искать. Так, власти обеих республик решили попросить их у Росавтодора. Считалось, что на ремонт переправы требуется 1,5 миллиарда рублей.
В июле власти Башкирии разместили на госзакупках тендер на ремонт моста через реку Ик в Октябрьском. Начальная цена — 980 миллионов рублей. Торги заинтересовали многие компании: одна даже согласилась выполнить работы за 931 миллион рублей (самое низкое предложение). Однако комиссия выбрала уфимскую фирму, которая запросила за всё 975 миллионов.
Как указано в закупочной документации, деньги выделены из бюджета Башкирии (а туда, вероятно, они пришли из федерального). Отремонтированные 238 метров моста подрядчику нужно будет сдать до 30 октября 2026 года — на эту дату назначен ввод в эксплуатацию. При этом подготовка к работам начнется уже в 2024-м.
Контракт получила компания «Стройблоктехнология» (СБТ) из Уфы. По данным «Контур.Фокуса», она основана в 2007 году, занимается строительством дорог и мостов. Прежде она получала контракты на ремонт мостов в Самарской и Ленинградской областях, а также в Башкирии.
Как писали наши коллеги из «Фонтанки», СБТ активно выкупает бизнес на рынке Петербурга. В июле башкирская компания овладела крупным дорожным подрядчиком северной столицы, а также еще двумя фирмами. Как указано в «Контур.Фокусе», СБТ также владеет АО «Марийскавтодор» — ей принадлежал грузовик, который снес мост на трассе в Башкирии (водитель погиб).
СБТ также засветилась в аварии с маршруткой под Уфой, где погибли шесть человек.
Генеральным директором и одним из учредителей «Стройблоктехнологии» является Павел Баженов. Это не единственный его бизнес: у него во владении и другие компании, связанные с дорожным строительством.
Вторым учредителем числится Юния Бабилюк — ей принадлежит 99% СБТ. Она владеет несколькими компаниями из Санкт-Петербурга: одна занимается архитектурой, другая — сельским хозяйством. Третья, из Уфы, строит и ремонтирует дороги (судя по госзакупкам, не дороги, а водопропускные трубы на сибирских трассах).
На конец 2023 года выручка СБТ снизилась на 31% — до 4,2 миллиарда рублей, а чистая прибыль составила 47,3 миллиона рублей.